Новости Школ

В Екатеринбурге на площадке WorldSkills Hi-Tech 2019 состоялось ключевое мероприятие деловой программы чемпионата – интерактивная пленарная дискуссия «Принципы человекоцентричности в промышленности: новая парадигма профессионального развития».

 В дискуссии приняли участие спикеры − генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Денис Васильев, первый заместитель губернатора Свердловской области Алексей Орлов, член правления – управляющий директор по эффективности производства ООО «Сибур» Рустам Галиахметов, генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций Станислав Наумов, вице-президент по развитию сообщества и коммуникациям Сколковского института науки и технологий Алексей Ситников, заместитель директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов, председатель ЭКС Юлия Ханьжина, а также генеральный директор Академии Росатома Юлия Ужакина.

Модератор дискуссии – заместитель генерального директора по исследованиям и разработкам, официальный делегат Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», вице-президент по стратегии WorldSkills International Екатерина Лошкарева напомнила собравшимся: когда пять лет назад стартовал чемпионат WorldSkills Hi-Tech, экономика и страны, и мира была другой. Что изменилось за эти годы, что получилось из задуманного и как, опираясь на наработанный опыт, построить мост в ближайшее будущее – такие главные вопросы обозначила модератор этой дискуссии.

«Развитие WorldSkills Hi-Tech органично встраивается в логику развития Свердловской области как промышленного региона, – отметил Алексей Орлов. – Мы оформили целую экосистему, которая сегодня успешно тиражируется по всей стране. И мы готовы возобновить новый 5-летний цикл сотрудничества с Союзом “Молодые профессионалы” и вместе продолжать делать WorldSkills Hi-Tech интересным и для работодателей, и для рабочих».

Подготовка кадров для промышленности невозможна без участия в этом процессе самой промышленности и инвестиционного блока регионов, напомнила Юлия Ханьжина: «Семья WorldSkills Hi-Tech прирастает регионами, меняется отношение губернаторов и компаний. Это профессиональное счастье – наблюдать, как этот чемпионат растет и развивается».

За 5 лет коллаборации с WorldSkills Hi-Tech в компании «Сибур» многое изменилось – и в первую очередь стала другой культура производства, подвел итоги Рустам Галиахметов: «Прежде чем требовать от людей эффективности, нужно создать им условия – улучшение быта, оснащение рабочих мест. И сейчас, когда мы планируем к 2023 году на 100% автоматизировать основное производство, мы вспоминаем прежде всего о промышленной безопасности и охране труда – в интересах людей».

Россия сейчас проходит через два этапа масштабных изменений и промышленности, и образования, отметил Алексей Ситников: «Бизнес может адаптироваться к вызовам времени быстрее, сложнее приходится консервативному по сути своей образованию. Но с WorldSkills и Hi-Tech мы идем в правильном направлении – и сейчас очень важно не сбавлять скорость».

В «Росатоме» все эти годы идет очень серьезная работа с человеческим капиталом, в частности через проект Mission: Talents, который призван максимально содействовать раскрытию потенциала сотрудников компании. Глубину погружения в проблематику показывает следующий эпизод, о котором рассказала Юлия Ужакина: «Мы задали сотрудникам вопрос “Насколько ваши таланты реализованы в «Росатоме»?” и, получив меньше 50% утвердительных ответов, ужаснулись, сколько мы потеряли».

Потрясением для всех участников дискуссии стали результаты еще одного опроса, который проходил параллельно выступлениям спикеров в режиме реального времени. Аудитории зала был задан вопрос: какой из 7 вызовов трансформации рынка труда требует внимания в первую очередь? Больше всего – 28,3% зрителей − посчитали самым злободневным вызовом «низкий уровень внутренней мотивации и чувства ответственности за свое образовательное и профессиональное развитие».

Интерактивный формат дискуссии привел к тому, что с этого момента, по просьбе модератора, спикеры подводили итоги пятилетки с WorldSkills Hi-Tech уже с оглядкой на результаты опроса зрителей.

«В зале собрались очень мотивированные люди – остается пожелать, чтобы число таких людей выросло, – заметил Денис Васильев. – Вот это и можно считать главным достижением чемпионата: он концентрировал в себе большое количество людей, которые оценивают ситуацию в контексте того, что все зависит от них».

Уверенности в том, что новую реальность под силу создавать самим, был исполнен и Станислав Наумов: «Мы сейчас находимся в прямом смысле слова на границе Европы и Азии. И, думаю, пришло время задуматься о проведении чемпионата WorldSkills Евразия».

Подводя итоги дискуссии, Роберт Уразов предложил готовое решение к неожиданным результатам интерактивного голосования: «Дух чемпионства, драйв – все то, что несет с собой WorldSkills, дает самую эффективную мотивацию. Как она работает, мы видим сегодня на сцене, в зале и на всех площадках чемпионата».

«Мотивация» вновь всплывает как самое популярное в употреблении слово на этой дискуссии: наряду со словом «цифровизация» она заметно выделяется на карте ментальности сообщества, представленного скрайбером. А формат инфографики позволил вместить выработанную во время дискуссии программу действий на ближайшие пять лет в несколько словосочетаний: «увеличение конкуренции в малом и среднем бизнесе»; «компетенции в связке»; «развитие языка компетенций»; «стандартизация»; «больше данных».

Закрывая дискуссию, Екатерина Лошкарева призвала ее участников – и спикеров, и зрителей в зале – развивать озвученные сегодня темы на предстоящих более 30 мероприятиях деловой программы чемпионата.

WorldSkills Hi-Tech

WorldSkills Hi-Tech – самые масштабные в России соревнования профессионального мастерства среди специалистов крупнейших предприятий страны в возрасте от 16 до 49 лет. В 2019 году WorldSkills Hi-Tech проходит в шестой раз − с 28 октября по 1 ноября в Екатеринбурге. В чемпионате примут участие команды 39 ведущих российских госкорпораций, холдингов и лидеров отечественной промышленности. В этом году соревнования пройдут по 48 компетенциям, а оценивать работу 789 конкурсантов будут более 450 российских и международных экспертов. Вместе со взрослыми участниками будут соревноваться юноши и девушки в возрасте от 12 до 16 лет – участники WorldSkills Juniors. Одновременно с общими соревнованиями на площадке «Екатеринбург-Экспо» пройдет финал I Национального чемпионата «Навыки мудрых» для действующих сотрудников предприятий возраста «50+».

WorldSkills Hi-Tech 2019 проводится Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Правительства Свердловской области, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», крупнейших холдингов и корпораций. Генеральным партнером WorldSkills Hi-Tech 2019 выступит нефтехимическая компания «Сибур», инновационным партнером – госкорпорация «Ростех», а государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – стратегическим партнером чемпионата.

«Билет в будущее» — проект по ранней профориентации школьников — охватил уже более 800 тыс. школьников. Об этом рассказал Дмитрий Глушко, заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в ходе фестиваля профессий, который проходит в эти дни в Уфе.

«Мы занимаемся школьниками именно для того, чтобы они приходили в профессию не случайно, не по рекомендации родителей и не потому что они увидели по телевизору модную передачу. Нам важно, чтобы они понимали, какое направление им интересно, что они смогут стать профессионалами в выбранной области, и они в этой профессии будут счастливы. Вот цель проекта: чтобы человек был счастлив в профессии и развивался как личность, занимался любимым делом, реализовывался в профессии, которая ему близка и в которой он будет успешен», — говорит Дмитрий Глушко заместитель генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Школьники слушают лекции и выполняют практические задания в рамках 136 профессий, объединенных по 8 направлениям: Здоровье, IT и коммуникации, Новые материалы / Новые производственные технологии, Сельское хозяйство, Технологии безопасности, Туризм, Умный город / Городская среда, Нефтегазовое дело.

Эффект погружения в профессию – главное преимущество этого профориентационного проекта. В течение трех дней школьники собирали нефтепровод, разрабатывали беспилотные наземные средства доставки медикаментов, проверяли продукты на качество, учились делать непрямой массаж сердца, собирали и управляли дронами, монтировали фильмы, осваивали принципы машинного анализа текстов и распознавания предметов компьютерным зрением. Помимо множества традиционных профессий ребята попробовали свои силы в целом ряде новых специальностей, таких как, например, «Киберразведка». В рамках этой дисциплины ребята учились выявлять связи между событиями, идентифицировать утечки данных, выявлять и атрибутировать информационные атаки.

«О профориентационном тесте «Билет в будущее» я узнала от наших учителей. Мне показалось это интересным, и я решила принять участие. Мы приехали сюда из школы все вместе с одноклассниками и учителями. Если честно, я пока еще не до конца определилась с профессией. Но уже есть несколько интересных направлений, по которым я хотела бы пойти – это химия, экология или нефтегазовое дело. Я думаю, что это интересные направления и профессии, которые в будущем мне не наскучат. Сегодня на фестивале мне удалось погрузиться пока что только в одну из этих профессий – экологию, и мне очень понравилось то, как были организованы презентации и практические задания», — рассказывает участница фестиваля Алсу Гилязева, ученица школы №2 села Буздяк (Республика Башкортостан).

Ребята проходят тестирование на платформе http://bilet.worldskills.ru, которое выявляет сферы их профессиональных интересов, знания о различных компетенциях, способности и возможности. После этого участники проекта знакомятся с профессиями ближе, примеряют их на себя во время практических профориентационных мероприятий. Самые масштабные из них – это фестивали профессий, один из которых проходит в эти дни в столице Башкирии.

Фестиваль профессий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» проходит в Уфе на площадке выставочного комплекса «ВДНХ-Экспо» в Уфе.

В мероприятии приняли участие более 12 тысяч школьников и 200 педагогов со всей Башкирии. Фестивали профессий прошли в этом году в Твери, Ленинск-Кузнецке и Тюмени. Уфа передаст эстафету «Билета в будущее» Воронежской и Московской областям, а затем – Калининграду, Якутску и Владивостоку.

В Уфе продолжается масштабный фестиваль профессий, который проводит Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в рамках проекта «Билет в будущее».

«Мы представляем компетенцию цифровой лингвист, показываем ребятам, что это за профессия. Демонстрируем облегчённую версию машинного обучения, которая может запрограммировать машину на поиск главной темы из текста. Это интеллектуальный анализ, который в дальнейшем будет очень востребован. На примере небольшого кейса пытаемся показать два инструмента машинного обучения: WordCloud – облачный софт, где они вытаскивают основную тему, и алгоритм TI IDF – который позволяет разбить текст на кластеры. А текст используем совершенно обычный. Это Вильям Шекспир на английском», — рассказывает эксперт фестиваля в Уфе Ирина Лакман, доцент Уфимского государственного авиационного технического университета, специалист в области машинного обучения. Она представляет компанию ООО «ЭкоСофт», разработчик системы «Лексема».

Дети с удовольствием принимают участие в секциях фестиваля, разделенных по восьми направлениям: Здоровье, IT и коммуникации, Новые материалы / Новые производственные технологии, Сельское хозяйство, Технологии безопасности, Туризм, Умный город / Городская среда, Нефтегазовое дело.

«Я стал участником фестиваля, пройдя тест, после которого мне помогли выбрать мое направление. С самого начала мне было интересно принять участие, потому что я еще не определился с профессией. Мне нравится энергетика и инженерная механика, интересны чертежи и работа с ними. Мне кажется, важно определиться с профессией заранее, иначе просто будет неинтересно работать, а значит – придется переучиваться. Мне нравится тут на фестивале: классные кейсы, эксперты и вожатые доброжелательные. Все это позволяет погрузиться в профессию с головой!» — делится впечатлениями школьник Тимур Самигуллин, учащийся школы №2 села Буздяк (Республика Башкортостан).

Задача фестиваля – не просто рассказать ребятам о специфике традиционных и новых профессий, но и дать им возможность погрузиться в нее, познакомиться с оборудованием, пообщаться с экспертами и профессионалами в различных областях.

«Мир современных профессий очень сложен и разнообразен, разобраться в нем непросто даже взрослым. Площадка фестиваля — это возможность для ребят погрузится в мир современных специальностей, а кроме того узнать о профессиях будущего, чтобы направить свои увлечения к выбору наиболее востребованной и интересной работы», — говорит Евгения Кожевникова директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи.

Фестиваль профессий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» проходит в Уфе на площадке выставочного комплекса «ВДНХ-Экспо» в Уфе. Мероприятие посетили более 12 тысяч школьников Башкирии. Фестивали профессий прошли в этом году в Твери, Ленинск-Кузнецке и Тюмени. Уфа передаст эстафету «Билета в будущее» Воронежской и Московской областям.

Фестиваль профессий в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» собрал более 12 тысяч школьников Башкирии на площадке выставочного комплекса «ВДНХ-Экспо» в Уфе.

В течение трех дней они смогут не только познакомиться с самыми перспективными и вытребованными профессиями, но и «потрогать» их руками, погрузившись в специфику и содержание каждой из них. Задача фестиваля — показать ребенку возможности профессий, и научить его ориентироваться в широком перечне компетенций.

«Сегодня мир меняется так быстро, что порой трудно отделить рабочую профессию от инженерной, а также понять, какой уровень образования должен соответствовать той или иной компетенции. Эта сфера усложняется с каждым днем и разобраться в ней становится трудно не только ребенку, но и взрослому. Проект «Билет в будущее» призван сделать понятным текущие изменения в мире профессий и экономики, чтобы ребенок выбирал свое призвание, основываясь не на модных словах, не на чьих-то советах, а на содержании той или иной специальности. Тогда выбор молодым человеком профессии будет осознанным, и в будущем он станет успешным, востребованным специалистом и счастливым человеком. Задача Союза «Ворлдскиллс Россия» – научиться создавать школы подготовки современным компетенциями и обучать за очень короткое время людей разной возрастной категории: школьников, студентов колледжей и университетов, а также тех, кто уже присутствует на рынке труда», — отмечает Дмитрий Глушко заместитель Генерального директора Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

На первом этапе проекта ребенок проходит онлайн-диагностику на платформе http://bilet.worldskills.ru. Тестирование выявляет сферы профессиональных интересов подростков, их представления о различных компетенциях, способности и возможности. Затем участники проекта знакомятся с профессиями ближе, примеряют их на себя во время практических профориентационных мероприятий. Фестивали профессий – самые масштабные из них.

По результатам тестирования и практических мероприятий каждый ребенок получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана с подробной информацией о развивающих мероприятиях, кружках и образовательных организациях в своем регионе, которые позволяют освоить наиболее подходящую для него специальность.

В настоящий момент к проекту присоединились 10 тыс. школ из 65 регионов. В 2018 году на портале «Билет в будущее». зарегистрировались около 200 тыс. школьников. Из них дошли до конца проекта и получили рекомендации 118 929 ребят. Число зарегистрировавшихся в 2019 году составляет уже 700 тыс. школьников, из них полмиллиона прошли онлайн-тестирование, а 119 тыс. приняли участие в практических мероприятиях, таких как проходящий в Уфе фестиваль профессий.

«В результате проекта прошлого года стало известно, что почти 70% школьников делают выбор дальнейшей профессии неосознанно или сталкиваются с дефицитом информации по данному вопросу. Как эта ситуация меняется мы узнаем в ближайшее время. При этом, уже сейчас, основываясь на итогах летних практических мероприятий и мастер-классов во Всероссийских детских центрах, мы можем утверждать, что осведомленность ребят в выборе профессий значительно возрастает, — говорит Евгения Кожевникова директор департамента по реализации проектов развития детей и молодежи.

Оператором проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия»). Мероприятие в Уфе проходит с 29 по 31 октября 2019 года на площадке выставочного комплекса «ВДНХ-Экспо».

Развитие коммуникационной инфраструктуры, регулярность и практическая направленность встреч, цифровые технологии обучения – три тренда сотрудничества, которые были озвучены балканскими преподавателями-участниками Международного практикума «Компетенции профессионального развития в образовании», проходившего 21-25 октября 2019 года в Республике Сербия (г. Нови-Сад, г. Ниш) по инициативе и при поддержке Россотрудничества.

Русисты Балканских стран заинтересованы в обмене практическим опытом.

«Мы получили колоссальный опыт в общении с нашими балканскими русистами, и что самое главное – это практика, которая понадобится в дальнейшей работе. В Сербии такие встречи крайне редки, и нам нужно продолжение такого общения», — отметила Олгица Филиппович, преподаватель Основной школы имени Святого Саввы и гимназии имени Йосифа Панчича города Байина Башта (Республика Сербия).

«Сегодня русский язык нелегко сохранить в школах, поэтому идеи и методики использования информационных технологий на уроках русского языка будут играть большую роль в нашей работе. Нам нужно идти «в ногу» с нашими ученикам, чтобы они хотели изучать русский язык», — подчеркнула Ирина Убович, преподаватель русского языка Зренянинской гимназии (Республика Сербия).

Балканские русисты выступили за проведение регулярного педагогического форума.

«Форум балканских русистов – хорошая возможность делиться научными и методическими достижениями», — сказала Елена Стоянова, заведующая кафедрой русского языка Шуменского университета имени епископа Константина Преславского. «Такой форум должен проводиться на регулярной основе, и каждый раз в одной из Балканских стран», — поддержала коллегу Антония Пенчева, преподаватель русского языка как иностранного Университета национальной и мировой экономики города Софии (Республика Болгария). «Мы представляем славянские группы, что делает обмен практическим опытом особенно полезным», — отметила Елена Обухова, преподаватель русского языка Русского центра в Скопье – филиала в Охриде (Республика Северная Македония).

Активизация сотрудничества – один из ключевых интересов балканских русистов.

«Участники практикума озвучили ряд предложений по совместной работе, которые могли бы подхватить коллеги из Балканских стран, и с этой целью мы выступаем с инициативой формирования балканского оргкомитета, который стал бы коммуникационной платформой обмена опытом русистов на Балканах», — отметила Ирина Бугаева, заведующая кафедрой связей с общественностью и речевой коммуникации РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (Российская Федерация). «Мы готовы подключиться, и было бы хорошо, чтобы участвовали не только университетские преподаватели, но и педагоги различных форм обучения», — добавила Антония Пенчева.

Международный практикум «Компетенции профессионального развития в образовании» – это цикл мероприятий, ориентированных на актуальные потребности преподавателей русского языка за рубежом. Их основа – опыт и практические решения по совершенствованию педагогических компетенций, презентация методик, знакомство с новыми технологиями, доступ к ассортименту учебной литературы, формирование совместных инициатив для активизации сотрудничества.

21-23 октября практикум проходил в Гимназии имени Й.Й. Змая в городе Нови-Сад Республики Сербия. Программу мероприятий составили Педагогическая мастерская «Как раскрыть учащимся потенциал русской словесности. Практические решения», показательные уроки с использованием ИКТ «Учимся играя! Игровые приемы: инструменты «в один клик»» и «Цифровая лингводидактика: чему и как учить поколение, живущее в сети?», лекции «Цифровые технологии в изучении и преподавании РКИ (на примере изданий Центра «Златоуст»)», мастер-класс при участии гимназистов «Пойми меня».

24 октября мероприятия практикума продолжились на философском факультете Университета г. Ниша. В составе мероприятий лекции «Самостоятельная подготовка современных учебных материалов к уроку: что нужно для этого знать и где этому научиться» и «Современная учебная литература для изучающих русский язык за рубежом «Время для встреч» Уровень В1-В2, С1», показательные уроки с использованием ИКТ «Учебный интернет-ресурс как продукт познавательной деятельности тандема «педагог+ученики» и «Русский язык в цифровом пространстве – все самое интересное только начинается», интерактивный мастер-класс с участием студентов «Лингвотеатральные приемы формирования коммуникативных компетенций».

В международном практикуме приняли участие преподаватели различных форм обучения Республики Сербия, Республики Северная Македония, Республики Болгария, Черногории и Российской Федерации, учащиеся (студенты и гимназисты), соотечественники за рубежом, работники библиотек, представители СМИ, заинтересованные иностранные граждане (всего 163 участника).

Перспективы сотрудничества преподавателей различных форм обучения станут основной темой мероприятий Международного практикума «Компетенции профессионального развития в образовании», который пройдет 21-25 октября 2019 года в Республике Сербия по инициативе и при поддержке Россотрудничества.

Участники мероприятий – преподаватели различных форм обучения Республики Сербия, Республики Болгария, Республики Северная Македония, Черногории и Российской Федерации – получат возможность обменяться опытом, договориться о сотрудничестве в преподавании на русском языке между школами, вузами и образовательными центрами Балканских стран.

В центре внимания мировые тренды современного образования, включая применение игровых элементов и форматов межкультурного взаимодействия, возможности ИКТ, модернизация учебно-методических пособий и ряд других актуальных тенденций.

Каждое мероприятие – это «погружение» в различные аспекты преподавания русской словесности, которое предполагает не только обсуждение, но и практическое освоение педагогических приемов, технологий и образовательных ресурсов.

Мастер-классы и презентации – это интерактивный формат освоения авторских методик оптимизации учебного процесса, экспертное видение функционала современных учебно-методических комплексов, демонстрация потенциала межкультурного взаимодействия на занятиях по русской словесности с участием и педагогов, и учащихся.

Качество и эффективность преподавательской деятельности, обмен опытом как основа совершенствования компетенций, определение «общих точек» развития совместной деятельности станут ведущими темами сессий открытой коммуникационной площадки в составе практикума.

Живое общение, творческая и дружеская атмосфера помогут создать необходимые условия совместной созидательной деятельности.

22-23 октября мероприятия пройдут в Гимназии имени Йована Йовановича Змая, (г. Нови-Сад, ул. Ильи Огняновича, 24), а 24 октября продолжатся на философском факультете Университета г. Ниш (ул. Кирилла и Мефодия, 2).

Материал портала Мел

Математика «по Петерсон» широко известна не только в России. В декабре 2018 года учебник Людмилы Георгиевны для начальной и основной школы успешно прошёл все необходимые экспертизы и по многочисленным просьбам учителей и родителей вновь вернулся в федеральный перечень. В начале учебного года мы попросили её рассказать, как помочь ребёнку с математикой, как заинтересовать ею взрослых и почему детям важно чувствовать свой успех.

Как заинтересовать ребёнка математикой, если преподавание в школе посредственное?

Сначала оговоримся, что «посредственное преподавание» — термин весьма условный. У всех родителей и педагогов разное представление о том, каким оно должно быть. Но в целом я понимаю, что вы имеете в виду: допустим, ребёнок приходит из школы с потухшими глазами, а при одном слове «математика» у него возникает стойкое отвращение.

Давайте попробуем понять, почему детей невозможно оторвать, например, от компьютеров, в отличие от изучения математики. Что их так притягивает в компьютерных играх? Мне кажется, срабатывают несколько факторов:

Математика «по Петерсон» широко известна не только в России. В декабре 2018 года учебник Людмилы Георгиевны для начальной и основной школы успешно прошёл все необходимые экспертизы и по многочисленным просьбам учителей и родителей вновь вернулся в федеральный перечень. В начале учебного года мы попросили её рассказать, как помочь ребёнку с математикой, как заинтересовать ею взрослых и почему детям важно чувствовать свой успех.

Как заинтересовать ребёнка математикой, если преподавание в школе посредственное?

Сначала оговоримся, что «посредственное преподавание» — термин весьма условный. У всех родителей и педагогов разное представление о том, каким оно должно быть. Но в целом я понимаю, что вы имеете в виду: допустим, ребёнок приходит из школы с потухшими глазами, а при одном слове «математика» у него возникает стойкое отвращение.

Давайте попробуем понять, почему детей невозможно оторвать, например, от компьютеров, в отличие от изучения математики. Что их так притягивает в компьютерных играх? Мне кажется, срабатывают несколько факторов:

  • их не заставляют играть;
  • не ругают в случае неуспеха;
  • детям понятна цель (забить гол, преодолеть препятствие), она значима для них, и они достигают её сами;
  • им интересно содержание, оформление;
  • достижения обязательно фиксируются (баллы, уровни), что подпитывает чувство победы;
  • результаты игры значимы для сверстников, и, таким образом, удовлетворяется потребность ребёнка в признании.

Этот набор факторов в достаточной степени обеспечивает механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу». Чтобы заинтересовать ребёнка математикой, можно действовать по аналогии.

Людмила Петерсон

1. Главное — не заставлять, а вдохновлять

Желание заниматься любым делом возникает только в атмосфере взаимного уважения, доверия и доброжелательности. Без близких отношений с детьми родители мало чем могут им помочь, кроме покупки еды, одежды и канцтоваров.

Очень важно понять, что именно вызывает у ребёнка нежелание заниматься. Для этого нужен спокойный безоценочный разговор. Ребёнок должен быть уверен, что вы его спрашиваете не для того, чтобы оценить или дать наставление, а чтобы помочь справиться с тем, что пока не получается.

Математика «по Петерсон» широко известна не только в России. В декабре 2018 года учебник Людмилы Георгиевны для начальной и основной школы успешно прошёл все необходимые экспертизы и по многочисленным просьбам учителей и родителей вновь вернулся в федеральный перечень. В начале учебного года мы попросили её рассказать, как помочь ребёнку с математикой, как заинтересовать ею взрослых и почему детям важно чувствовать свой успех.

Как заинтересовать ребёнка математикой, если преподавание в школе посредственное?

Сначала оговоримся, что «посредственное преподавание» — термин весьма условный. У всех родителей и педагогов разное представление о том, каким оно должно быть. Но в целом я понимаю, что вы имеете в виду: допустим, ребёнок приходит из школы с потухшими глазами, а при одном слове «математика» у него возникает стойкое отвращение.

Давайте попробуем понять, почему детей невозможно оторвать, например, от компьютеров, в отличие от изучения математики. Что их так притягивает в компьютерных играх? Мне кажется, срабатывают несколько факторов:

  • их не заставляют играть;
  • не ругают в случае неуспеха;
  • детям понятна цель (забить гол, преодолеть препятствие), она значима для них, и они достигают её сами;
  • им интересно содержание, оформление;
  • достижения обязательно фиксируются (баллы, уровни), что подпитывает чувство победы;
  • результаты игры значимы для сверстников, и, таким образом, удовлетворяется потребность ребёнка в признании.

Этот набор факторов в достаточной степени обеспечивает механизм мотивации «надо» — «хочу» — «могу». Чтобы заинтересовать ребёнка математикой, можно действовать по аналогии.

1. Главное — не заставлять, а вдохновлять

Желание заниматься любым делом возникает только в атмосфере взаимного уважения, доверия и доброжелательности. Без близких отношений с детьми родители мало чем могут им помочь, кроме покупки еды, одежды и канцтоваров.

Очень важно понять, что именно вызывает у ребёнка нежелание заниматься. Для этого нужен спокойный безоценочный разговор. Ребёнок должен быть уверен, что вы его спрашиваете не для того, чтобы оценить или дать наставление, а чтобы помочь справиться с тем, что пока не получается.

Дайте ему возможность выговориться. Подумайте вместе о причинах, из-за которых математика перешла в разряд нелюбимых предметов. Всегда легче всё списать на «посредственное преподавание» или на что-то ещё внешнее, что не требует работы над собой. Но это не поможет решить проблему, скорее наоборот. Чтобы вдохновить ребёнка к работе над собой, нужно искренне верить в него и не уставать повторять, что у него всё получится.

2. Не ругать ребёнка за ошибки и плохие отметки

Это не значит оставаться равнодушным к его результатам. Напротив, адекватная реакция родителей на неуспех — это сопереживание и соучастие: «Давай разберёмся, что пока не получилось». Двигаться вперёд помогает не нотация, а осознание своих проблем.

Каждый ребёнок развивается в индивидуальном темпе, поэтому значение имеет не столько результат, сколько динамика относительно самого себя.

Любое усилие — это уже маленькая победа. Верно выполненное задание — ещё один шаг. Получилось то, что раньше не получалось, — следующий

Очень важно замечать и фиксировать любое движение вперёд, даже самое незначительное. Тогда ребёнок почувствует, что он не обвиняемый, родители с ним на одной стороне, они — его друзья и поддержка.

3. Помочь достигнуть цели

Осознание ребёнком того, что пока не получается, поможет подвести его к новой цели. В учёбе это всегда узнать то, что он пока «не знает», научиться тому, что ещё «не умеет». Именно поэтому так важно понять, что конкретно вызывает трудности. Приведу пример подводящего диалога. Предположим, он говорит, что ничего не понимает в математике.

— Совсем ничего? Давай полистаем учебник, тетрадь.

— Такие задания ты умеешь делать? А такие?

Рассматривая учебник вместе с ребёнком, нужно показать сначала самые простые задания, потом — посложнее. И так до тех пор, пока не встретится действительно непонятное. Дальше надо вместе подумать, как выполнять такие задания.

— Отлично! Ты разобрался в том, чему надо научиться (цель). А теперь давай подумаем, как это можно сделать?

Важно дать ребёнку высказаться, выслушать его варианты, подсказать возможности, которые он не назвал. Их может быть много. Например, подойти к учителю, спросить у друга или старшей сестры, разобраться по учебнику самому или вместе с вами.

Главное — наметить план действий и довести его до успешного результата. Дайте ребёнку поверить в себя, обязательно обратите внимание на то, что получилось: «Вот это круто, а говорил — не умеешь!»

4. Поддерживать интерес

Конечно же, ребёнка любого возраста и любого уровня подготовки полезно вовлекать в решение игровых и нестандартных задач. Начинать всегда лучше с малого. Подбросьте задачку, с которой он точно справится, а потом ещё одну, посложнее.

Сейчас в интернете можно найти огромное количество интересных задач любой сложности, не ограничиваясь, разумеется, только нашим учебником. Например, замечательные книги Я. Перельмана «Занимательная математика», «Весёлые задачи», «Быстрый счёт», «Живая математика»; Б. Кордемского «Математическая смекалка»; А. Калининой, Е. Кац, А. Тилипман «Математика в твоих руках», задачи-мультики из TED и многие другие.

 

Не торопите, не хмыкайте, если он даёт неверный ответ. Восхититесь его достижениями: «Надо же, а я не догадался! Здорово!»

Если у ребёнка горят глаза, когда он рассказывает о задаче, которую смог решить, то он готов к постановке более высоких целей — сначала участие, а затем и победы в разных математических олимпиадах. Их сейчас, помимо Всероссийской олимпиады школьников, множество, очных и онлайн. Главное — следить за тем, чтобы не пропадал интерес, а уровень и темп были для него посильны.

5. Замечать и фиксировать ситуацию успеха

Ребёнок всегда будет стремиться только к тому, что у него получается. Нам всем, как вода для жизни, необходима ситуация успеха. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Моральные силы для преодоления своих слабых сторон ребёнок черпает в своих успехах».

При этом успех не связан напрямую с отметками. Например, можно получить пятёрку за списанную работу. Порадоваться нечему. А можно, приложив усилия, дотянуться до тройки — это настоящая победа! Её формула: «затруднение — усилие в его преодолении — успех». Чем больше было усилие, тем радостнее победа.

Взрослые часто хвалят ребёнка лишь за отметки. Мне кажется, гораздо важнее наблюдать за его усилиями, динамикой, достижением намеченных целей и делить с ним радость побед.

6. Сделать победы значимыми семейными событиями

Потребность в признании и уважении окружающих — это одна из базовых потребностей любого человека. Признание порождает уверенность в себе, желание достигать результата, значимого для окружающих.

Поэтому так важно внимание семьи к успехам. Расскажите о победах ребёнка бабушке и дедушке. Вспомните и порадуйтесь во время семейного обеда или на прогулке. Этим вы не только поддержите желание заниматься математикой, но и поможете ребёнку воспитать уважение к себе.

Эти простые правила — лишь некоторая модель, следование которой не навредит. Конечно, важно, чтобы математика была интересна самому родителю: пользы будет тем больше, чем больше он ею увлечён. Ведь вряд ли можно увлечь тем, что тебе неинтересно самому.

Что же делать взрослым, которые в школе математику не любили, а теперь понимают, что упустили что-то важное? С чего начать?

Сейчас таких взрослых становится всё больше. Недавно мне попалась книга профессора математики Университета Твенте в Голландии Нелли Литвак в соавторстве с Аллой Кечеджан «Математика для безнадёжных гуманитариев», которая и родилась как ответ на этот запрос взрослых. Авторы, узнав, как много у книги читателей, создали для них в фейсбуке группу «Математика — великая и ужасная». Сейчас она насчитывает десятки тысяч участников и постоянно растёт.

Книга Нелли Литвак и Аллы Кечеджан «Математика для безнадёжных гуманитариев»  вышла в издательстве «АСТ» в 2019 году

Это только один пример, но можно порекомендовать и много других прекрасных книг. Например, «Большой роман о математике. История мира через призму математики» Микаэля Лонэ. Эта книга выходит в серии «Удовольствие от науки» и помогает понять, насколько математика интересная и захватывающая. Автор рассказывает об истории этой науки с древности до наших дней и о том, какой она станет через десятки, сотни лет.

Книга Микаэля Лонэ «Большой роман о математике. История мира через призму математики» вышла в издательстве «Бомбора» в 2017 году

Существует также много увлекательных видеороликов и фильмов самых разных жанров, которые вдохновляют на изучение математики. Например, ролики «Мы и математика», «Природа в числах», фильмы «Великая тайна математики», «Доказательство», «Умница Уилл Хантинг», «Чувственная математика», «Х+Y», «Любимое уравнение профессора», «Человек, который познал бесконечность», «Тайный знак», «Софья Ковалевская», «Двадцать одно», «Игра на понижение», «Вселенная Стивена Хокинга», «Бесконечность», «Агора», «Пи», «Математика и черт», «I.Q.», «Игры разума».

В интернете есть множество лекций и целостных курсов математики для взрослых, в том числе бесплатных. За пару часов каждый может построить собственную траекторию математического развития. Лучший сценарий — изучать её вместе с детьми, открывать с ними новые математические понятия и формулы, решать интересные задачи, шутить и радоваться успехам. А главное — общаться с ними и заниматься общим делом, на что у родителей сегодня часто не хватает времени и в чём так нуждаются дети.

В 2019 году ваши пособия вернулись в федеральный перечень учебников. Что изменилось для вас с этого момента и какие у вас планы на новый учебный год?

Возвращение учебников в ФПУ, без сомнения, сняло гигантскую проблему, которая мешала работать тысячам школ и детских садов. Не только потому, что учителя снова без проблем могут использовать учебники. Главное, что восстановилась справедливость по отношению к блестящим педагогам, подготовившим за много лет не одно поколение успешных и талантливых детей.

Планов у нас, как всегда, очень много. Для всех педагогов, работающих по нашему непрерывному курсу математики «Учусь учиться», будут проходить бесплатные ежемесячные онлайн-консультации по всем классам.

Методологический вебинар Людмилы Петерсон

В сентябре планируем запустить проект «Умный решебник». Это образовательная онлайн-платформа, где дети и родители смогут не только найти готовые решения к заданиям нашего курса, но и самостоятельно разобраться в причинах затруднений, связанных с решением тех или иных задач.

 

Мы продолжаем работу Федеральной инновационной площадки и Всероссийского исследовательского проекта, который сегодня объединяет более четырёх тысяч педагогов — лидеров в своих регионах. В этом году Всероссийский проект стал международным. В рамках этих площадок мы разрабатываем и тестируем новые направления для решения проблем, волнующих сегодня всех: как системно и эффективно формировать умение учиться, как измерить и оценить метапредметные результаты образования, как перевести школы с так называемыми низкими результатами обучения в режим развития, как построить интересную для детей систему олимпиадной подготовки по математике с 1-го по 9-й класс. Мы ищем ответы на эти и другие вопросы: создаём образовательные программы и технологии, апробируем их в школах и детских садах.

Людмила Петерсон с участниками на церемонии вручения премии «Знак качества ИМС „Учусь учиться“» в 2018 году

У нас работает и «Детская академия» — это центр дополнительного математического образования для дошкольников с пяти лет и школьников с 1-го по 5-й класс, один из наших молодых проектов. Мы помогаем каждому ребёнку найти свой ответ на вопрос «Зачем мне учить математику?».

Каждый ученик в нашей «Детской академии» проходит комплексный мониторинг склонностей, по результатам которого наши специалисты вместе с самим ребёнком и его родителями составляют индивидуальный маршрут его обучения. Занятия в «Детской академии» больше напоминают увлекательные квесты, где каждый может двигаться в своём темпе по выбранному маршруту.

Дети работают в разновозрастных группах — играют, экспериментируют, строят математические модели, решают в командах проектные задачи. Под каждую группу занятие собирается с помощью специального «конструктора», учитывающего возраст, интересы, особенности детей этой группы. Таким образом, мы реализуем идеи персонализированного обучения (в том числе и в рамках онлайн-образования).

Людмила Петерсон с участниками на церемонии вручения премии «Знак качества ИМС „Учусь учиться“» в 2018 году

В прошлый раз вы говорили, что итогом образования должны становиться не только знания, но и развитие определённых качеств у детей. Можно ли сказать, что современное образование движется в эту сторону?

Да, это ключевой вопрос. От его решения, на мой взгляд, будет зависеть конкурентоспособность школы в будущем. Всё больше родителей ждут, чтобы детям было интересно учиться, чтобы у них росла вера в свои силы, накапливался опыт личных и коллективных побед, чтобы они были готовы к саморазвитию и осознанно выбирали свой путь — вместе с приобретением новых знаний. Всё это достигается метапредметными результатами образования, навыками XXI века.

Для этого нужны новые методы обучения. Однако на практике педагоги часто предпочитают просто объяснять детям темы. Причина ясна. Любая структура, добиваясь эффективности, ориентируется на результат, за который отчитывается. В нашем случае это в основном административные контрольные работы, средний балл ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Эти результаты в той или иной мере достигаются привычным тренингом.

Зачем же педагогам что-то менять? Ведь объяснить детям материал гораздо проще, чем подвести их к самостоятельному открытию

Реальный переход к новой школе требует новых измерителей результатов образования. Сейчас этим направлением занимаются многие, в том числе и мы — как теоретическими исследованиями, так и прикладными разработками в рамках надпредметного курса «Мир деятельности».

Уже сегодня существуют разные варианты критериев и мониторинга метапредметных умений, но пока все они в стадии апробации. Впереди ещё большая работа по их уточнению и совершенствованию.

Насколько ЕГЭ показателен в этом смысле? Или всё-таки он только про знания?

ЕГЭ, как и любой экзамен, конечно же, не только про знания, но и про трудолюбие, ответственность, умение выстроить стратегию своей подготовки, справиться с волнением, сосредоточиться и многое другое. Однако итоговый результат ЕГЭ, с моей точки зрения, не даёт достаточной информации о качестве образования.

Каков был начальный уровень ребёнка и какова динамика его роста? Что он умеет делать сам — без репетиторов и наставников? Умеет ли работать в команде? Какие у него интересы и увлечения? Насколько он стрессоустойчив, если что-то пошло не так? Какие у него цели и планы и как он их ставит и описывает?

Ответы на эти и многие другие вопросы, как мне кажется, не менее важны для оценки результатов, чем полученный на ЕГЭ балл. Более того, именно эти вопросы в первую очередь будут интересовать будущих работодателей наших выпускников.

Поэтому для меня очевидно, что ЕГЭ со временем будет меняться и дополняться, чтобы соответствовать требованиям нашей жизни.

Вы много лет занимаетесь математикой, и, кажется, вам совсем не становится скучно. Расскажите, почему она может быть интересна всем?

Самое точное определение математики дал, с моей точки зрения, великий Анри Пуанкаре: «Математика — это искусство называть разные вещи одним и тем же именем». В этом определении соединились и сущность математического языка — обобщённое описание закономерностей окружающего мира, — и то волшебство и красота, которые несут в себе математические законы. Альберт Эйнштейн всегда удивлялся и восхищался тем, как легко и понятно математика описывает Вселенную.

Возьмём простой ряд чисел: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55… В нём каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих. Эту последовательность построил Леонардо Фибоначчи более семи веков назад. И вот оказалось, что именно этими числами выражается, как правило, количество лепестков на цветах. Как это может быть?

Но это не всё. Последовательность чисел Фибоначчи наглядно можно изобразить с помощью спирали. Эту форму мы неожиданно найдём в природе на совершенно не связанных между собой объектах: спирали улитки, спирали Галактики, спирали на срезе кочана капусты, в соцветии подсолнуха, эту же форму имеют вихри и циклоны.

Последовательность чисел Фибоначчи

Почему так? Почему отношение чисел в золотом сечении, которое описывает одновременно и пропорции человеческого тела, и расположение листьев на стебле цветка, и правила гармонии в живописи, архитектуре, дизайне, которым уже более 4000 лет, — всё это напрямую связано с отношением соседних чисел ряда Фибоначчи? Неужели возможно этому не удивиться?

Для меня красота математики связана прежде всего с глубиной и универсальностью её законов

Если, например, случайным образом выбрать 1000 человек и построить график их распределения по росту, то получится кривая Гаусса, где верхняя точка графика будет соответствовать среднему росту в группе. Чем больше людей будет в выборке, тем более эстетически совершенная линия будет получаться. Известный английский учёный Фрэнсис Гальтон сказал: «Если бы древние греки знали закон нормального распределения Гаусса, они бы его обожествили».

Математика — живая, развивающаяся наука. Сегодня, конечно же, она описывает далеко не все явления мира, и это означает, что впереди нас ждут удивительные математические открытия. Мы хотим, чтобы дети осваивали эту науку как часть культуры, поэтому главная задача — помочь им увидеть математику в её развитии, прочувствовать красоту и глубину её законов.

Для этого важно создавать среду, в которой дети могут сами совершать открытия — сталкиваться с неизвестным, испытывать вдохновение, выдвигать свои идеи, переживать победы и неудачи, удивляться и восхищаться логикой математики и красотой математических законов. Свою задачу мы видим в том, чтобы создавать для этого педагогические инструменты — технологии, методики, новое содержание математического образования.

Featured Video Play Icon

Встреча Национальной сборной WorldSkills Russia в московском аэропорту Домодедово утром 29 августа превратилась в настоящий праздник: около 300 человек, включая педагогов и студентов колледжей, родственников и друзей, а также экспертов-наставников сборной России приветствовали участников чемпионата WorldSkills Kazan 2019 с тимлидерами Национальной сборной и руководством Союза «Ворлдскиллс Россия» флагами России и движения  WorldSkills Russia под музыку духового оркестра.

Российская сборная завоевала 14 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых медали и 25 медальонов за профессионализм на 45-м чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills, обеспечив стране второе место в медальном зачете.

В составе национальной сборной WorldSkills Russia — 63 представителя из 25 регионов страны. Больше всего участников – по 15 человек — выступили на чемпионате от Москвы и Республики Татарстан; Тюменская и Челябинская области представили каждая по 4 человека.

Сборная WorldSkills Russia получила золотые медали за первые места в компетенциях «Администрирование отеля», «Визуальный мерчендайзинг», «Изготовление прототипов», «Изготовление изделий из полимерных материалов», «Информационная безопасность», «Лабораторный химический анализ», «Печатные технологии в прессе», «Поварское дело», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Сварочные технологии», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Флористика», «Холодильная техника и системы кондиционирования» и «Ювелирное дело».

Серебряные медали за вторые места завоевали конкурсанты в компетенциях «Информационные кабельные сети», «Обслуживание авиационной техники», «Парикмахерское искусство» и «Электромонтаж».

Бронзовые медали за третьи места достались России в компетенциях «3D-моделирование для компьютерных игр», «Мобильная робототехника», «Облицовка плиткой» и «Экспедирование грузов».

От имени Национальной сборной WorldSkills Russia генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов и руководитель Национальной сборной WorldSkills Russia Алексей Тымчиков поблагодарили встречающих за теплый приём.

К ним присоединились золотая медалистка 45-го мирового чемпионата по профессиональному мастерству в компетенции «Лабораторный химический анализ»  Анастасия Камнева из Ярославля и её наставник Андрей Яковенко, директор по биотехнологическим проектам ГК «Р-Фарм», международный эксперт по компетенции «Лабораторный химический анализ». Анастасия стала триумфатором WorldSkills Kazan 2019: набрав наибольшее количество баллов, она получила статус первой россиянки, которой вручили награду за высшее мастерство имени Альберта Видаля – основателя WorldSkills.

 WorldSkills Kazan 2019

 WorldSkills Kazan 2019 проходит в Казани с 22 по 27 августа 2019 года. В нем принимают участие более 1300 конкурсантов из 63 стран мира, которые соревнуются в 56 компетенциях. Чемпионат станет самым масштабным международным мероприятием в России в 2019 году.

Право на его проведение Казань получила в 2015 году по результатам голосования всех стран − членов международного движения WorldSkills International. В России движение WorldSkills Russia охватывает все 85 регионов страны и является одним из приоритетных проектов в сфере подготовки кадров.