Запросы должны быть строго регламентированы


Проблему «бумажной» нагрузки на учителей обсудили на общественных слушаниях с участием депутата Государственной Думы Ольги Баталиной в Саратовском региональном отделении партии «Единая Россия».

Открывая мероприятие, депутат Госдумы рассказала, что в Саратове уже несколько месяцев работает специальная рабочая группа, которую возглавила депутат Саратовской областной Думы Ирина Титаренко. Специалисты группы занимаются поиском путей снижения нагрузки на учителей в школах: проводятся мониторинги, анализ документации, «круглые столы». Все исследования осуществляются при активном участии сотрудников Саратовского областного института развития образования, учителей, директоров школ и парламентариев.

По словам руководителя Саратовского областного института развития образования Ирины Ильковской, специалисты группы пришли к выводу, что преподаватели в общеобразовательных школах тратят очень много времени на работу с бумагами и документами.

– Отчетность занимает массу времени. А учителя должны его тратить на непосредственную обязанность – обучение детей. Преподаватели, кроме уроков, должны проверять домашние задания, готовиться к следующему учебному дню, общаться с детьми. Заполнение бюрократических бланков отнимает у учеников часы общения с преподавателем. Поэтому необходимо уменьшить бумажную нагрузку и дать учителям непосредственно заниматься образованием детей, – сказала Ильковская. – Было разработано несколько предложений для снижения «бумажной» нагрузки на учителей, которые и представили участникам общественных слушаний.

Портфолио: за и против Одно из них – упростить структуру портфолио, которое классные руководители обязаны составлять на каждого ученика, и постараться уйти от неэффективной балльной системы.

Ирина Ильковская уточнила, что от учителей сейчас требуется составлять и вести портфолио на каждого ученика, и эта нагрузка весьма существенна.

– Портфолио – объемный документ, состоящий из шести блоков. Учителя вынуждены вносить в него информацию два раза в год. Сложности вызывает и другой документ – ведомость о достижениях учеников. Она практически дублирует портфолио, а значит, малоэффективна. Вся эта работа отнимает много времени у работников школ, – сказала Ильковская.

Преподаватель химии гимназии № 1 Елена Ким поддержала специалиста и добавила, что портфолио, по сути, не учитывается при поступлении в вузы, училища и техникумы.

По словам декана юридического факультета СГУ, депутата Саратовской областной Думы Галины Комковой, вузы действительно не учитывают информацию из порт фолио.

По мнению преподавателей вузов и учителей, информация о достижениях школьников, которая идет в зачет при поступлении в высшее учебное заведение, должна быть систематизирована. В итоге учителям не придется тратить лишнее время на заполнение таблиц на 30 страницах, а учащиеся смогут получить на выходе из школы документы, которые реально помогут при поступлении в вуз.

Отчеты в режиме нон-стоп Еще один важный вопрос, который беспокоит учительское сообщество, – бесконечные отчеты и подготовка информации по запросам различных структур и ведомств. По словам представителя института развития образования, проректора по образовательной деятельности областного института образования Татьяны Вдовиной, только в феврале этого года учителя нашего региона должны были подготовить 207 информационных запросов, в то время как в Воронеже нужно было сделать 79 запростов, в Алтайском крае – 33.

Члены рабочей группы предложили упорядочить этот поток, ограничив типовым перечнем, который был разработан специалистами Саратовского института развития образования.

Так называемая система «всеобуч» также была детально рассмотрена. Ее функции, по признанию самих работников сферы образования, необходимы, но также, ко всему прочему, ложатся на плечи педагога. Сбор информации и отчетов, запрашиваемых из образовательных организаций, отвлекает учителей от их основной работы.

– Запросы информации из школ превысили все разумные пределы, это превратилось в слабо управляемый, бесконечный поток бумаг. Поэтому единый региональный перечень отчетности необходим. Муниципалитеты смогут его несколько расширить, исходя из своей специфики, но ограниченно. Также должны быть строго регламентированы и разовые запросы: они должны быть только за подписью руководителя комитета или отдела образования, – подытожила предложения участников общественных слушаний Ольга Баталина.

Контингент как на ладони Проблемой является и необходимость межведомственного взаимодействия при планировании деятельности образовательных организаций.

– Зачастую школы сталкиваются с тем, что на протяжении учебного года они вынуждены принимать участие в многочисленных мероприятиях, проводимых различными ведомствами, лишь сопряженными со сферой образования. Это не регулируется никакими планами, соответственно, включению в план воспитательной работы не подлежат. При этом участие в подобных событиях затратно с точки зрения ресурсов и временных, и человеческих, и информационных, – приняла участие в обсуждении директор саратовской школы № 95 Ирина Пархоменко.

Заместитель главы администрации по социальной сфере Саратова Наталья Обрежа напомнила, что два года назад началась работа по внедрению государственной информационной системы «Контингент».

– Она представляет собой объединение сведений о ребенке, хранящихся в различных ведомствах. Предполагается частично соединить информационные системы других учреждений: из систем ЗАГС она будет получать сведения о рождении ребенка, органов ФМС – о месте регистрации и гражданстве, из Пенсионного фонда – СНИЛС, из электронного дневника учащегося, который у каждой школы пока свой, – сведения об успеваемости школьника, из базы вуза – информацию о сданных экзаменах и прослушанных курсов. Пока система работает неполно. Когда все необходимые действия будут завершены, ее функционирование позволит не требовать больше от учащихся и их родителей документов, подтверждающих право на получение льгот, снизит нагрузку на преподавателей по заполнению различных форм отчетности об обучающихся, – отметила Наталья Обрежа.

Работа в этом направлении ведется, и Ольга Баталина выразила готовность оказывать помощь в формировании и использовании системы.

Депутат Госдумы предложила формировать единый план мероприятий по всем ведомствам заранее, чтобы он поступал в образовательные учреждения в начале августа, при этом внеплановые мероприятия не должны превышать 20 % от количества плановых.

В заключение Ольга Юрьевна отметила, что если сформулированные предложения будут реализованы, объем бумажной непродуктивной отчетности, которой сегодня завалены школы и учителя, существенно сократится.

– По итогам общественных слушаний будем обращаться к губернатору области Валерию Радаеву за поддержкой, – сказала Ольга Баталина.