Число олимпиад, результаты которых вузы учитывают при поступлении, предложено сократить почти на четверть - Новости Школ

Новости Школ

Образование. События. Персоны

Новости

Число олимпиад, результаты которых вузы учитывают при поступлении, предложено сократить почти на четверть

Министр образования Ольга Васильева призвала сократить количество олимпиад для школьников. Она считает, что результаты таких соревнований для детей можно поставить под сомнение, поскольку около 40% призеров набирают меньше 60 баллов на ЕГЭ. Эксперты называют уровень коррупции в сфере олимпиад угрожающим, но призвали сократить перечень предметов, по которым соревнуются школьники, убрав, к примеру, физкультуру.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева усомнилась в эффективности олимпиад для школьников. Она предложила сократить их количество: соответствующие изменения могут произойти уже в этом году. По словам министра, победители олимпиад периодически получают низкие баллы за ЕГЭ, что заставляет сомневаться в объективности результатов соревнований.

Васильева назвала «ненормальной» ситуацию, когда олимпиадник сдает ЕГЭ по своему предмету ниже, чем на 60 баллов.

«Количество олимпиад должно сокращаться. Я думаю, что Всероссийская олимпиада, конечно, идет вне обсуждения, все остальные олимпиады должны быть четко обоснованы», — сказала министр в интервью телеканалу «Россия-24».

Сейчас в России действует несколько типов олимпиад, включая районные и краевые. Всероссийская олимпиада проводится по 24-м предметам и делится на три уровня, каждый дает свои привилегии. Так, например, второй уровень обеспечивает 100 баллов по выбранному предмету, а первый гарантирует поступление на бюджетное отделение в один (любой) российский вуз без дополнительных экзаменов.

При этом результаты олимпиады требуется подтверждать: если школьник выиграл Всероссийскую олимпиаду по одному предмету, то и на соответствующем ЕГЭ он должен набрать не менее 75 баллов. Именно здесь начинаются подозрения: далеко не все учащиеся способны подтвердить свои результаты.

«В среднем 30% победителей и призеров олимпиад не выбирают для сдачи ЕГЭ тот предмет, по которому они победили. А есть еще более удивительные цифры, над которыми стоит задуматься, — 40% победителей и призеров олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов.

Какие же это олимпийские призеры и лауреаты?», — говорила министр образования в интервью РИА «Новости».

По ее словам, это свидетельствует о том, что все то необъективное, что когда-то присутствовало в системе ЕГЭ, теперь начало перетекать в олимпиадное движение школьников. «Это вещь, с которой нужно разобраться, проанализировать и, прошу прощения, в общем-то, действовать достаточно четко и жестко, потому что это недопустимо», — подчеркивала Васильева.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков убежден в необходимости сокращения количества олимпиад регионального уровня, но выступает за сохранение Всероссийского этапа соревнований. Он считает, что олимпиады нужно не только сохранять, но и расширять. «Всероссийский этап олимпиады, как правило, выявляет самых талантливых ребят. На таких соревнованиях смухлевать очень непросто. Победители потом показывают очень хороший результат в вузе, мы это видим статистически», — отмечает он.

Эксперт убежден, что подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников постепенно вытесняет подготовку к ЕГЭ: «Думаю, от того вида ЕГЭ, который существует сейчас, мы вскоре будем отказываться. Олимпиада более объективна и сейчас студенты хотят готовиться именно к ней.

С момента, как появились привилегии для призеров олимпиад, многие погнались за грамотой победителя в расчете на более легкий путь».

Комков считает, что необходимо упразднить олимпиады по некоторым предметам: к примеру, по физкультуре, но оставить соревнования по химии и физике необходимо. Он добавил, что решение по сокращению числа олимпиад связано с махинациями вокруг их проведения. «Сокращение массы мелких «олимпиадочек» поможет избежать коррупции в этой сфере. Проводить конкурсы, викторины стоит — это формирует интерес к предметам. Но это не должно учитываться при итоговой аттестации», — считает Комков.

Директор Института образовательных программ НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, в свою очередь, считает, что олимпиадное движение стоит сохранить в нетронутом виде. «Призеры могут и не справиться с той нагрузкой вуза, в который они поступили. Но это не повод резко сокращать олимпиадное движение, которое поможет сохранять высокие шансы на поступление ребят из регионов», — полагает эксперт. Олимпиады ставят немало барьеров: к примеру, балл соответствия всегда повышался, однако олимпиада и ЕГЭ по-разному ориентированы, отмечает Абанкина.

«ЕГЭ — это проверка школьных знаний, а олимпиада выявляет талант комбинировать знания и решать творческие задачи.

Из-за сокращения олимпиад станет меньше и их участников, и мест, которые выделяются для поступления на бюджет вне конкурса. Сейчас олимпиадники и льготники зачастую занимают большинство бюджетных мест: на востребованных специальностях этот показатель может достигать 80-90%», — пояснила эксперт.Она добавила, что если при проведении олимпиад появится дополнительный контроль, то соревнованиям вернется престиж, а к их участникам — доверие.

Источник