Важность образования и просвещения в сфере экологии определяется глобальными экологическими вызовами, встающие перед человечеством сегодня. Это тренд сегодняшнего дня. В новых условиях оно должно быть непрерывным: начинаться с дошкольного возраста и продолжаться всю жизнь. Осознавать последствия своих действий для окружающей среды и понимать, как можно снизить негативное воздействие на нее – вот ключевые задачи экологических знаний. Экологическое образование и просвещение должны включать не только теоретические знания, но и практические навыки: как экономить разные природные ресурсы (воду, энергию и другие), как правильно обращаться с отходами и многое другое.

Сегодня мы видим, как экопросветительские инициативы появляются в образовательных программах школ, детских и юношеских движений, некоммерческих организациях, а также в программах корпоративной социальной ответственности компаний, также государственных структурах. За несколько лет Минприроды России, реализуя федеральную целевую программу «Вода России», сформировало линейку образовательных и просветительских проектов, направленных на продвижение идей бережного и добросовестного отношения к водным ресурсам у подрастающего поколения. В 2018 году более 2 миллионов человек приняли участие в просветительских и волонтерских проектах «Воды России». О результатах 2018 года и планах на следующий год на встрече с журналистами рассказали Дмитрий Кириллов, Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России и Илья Разбаш, начальник Отдела по связям с общественностью и СМИ ФГБУ «Центр развития ВХК» Илья Разбаш.

Экологические уроки

Интерактивный, познавательный и увлекательный – пожалуй, этими словами можно наиболее четко и кратко описать Общероссийские экологические уроки «Вода России. Чистые реки». В этом году к нему присоединились более 10 000 учителей и порядка 750 000 учащихся из всех российских регионов. Благодаря уроку школьники узнали об экологических проблемах российских рек и о том, как внести свой вклад в сохранение чистоты пресной воды. Организаторы отмечают, что для проведения урока не требуется специальная подготовка, учителю необходимо лишь зарегистрироваться на сайте и скачать комплекты материалов для младших, средних и старших классов. Все методические пособия, видеогиды для подготовки занятия, анимированные презентации, наборы для выполнения игровых заданий и книжки-памятки с полезными советами можно скачать бесплатно на сайте водныйурок.рф.

 

Через творчество к знаниям

Еще одним просветительским проектом, объединяющим по всей стране тысячи школьников вокруг идеи бережного отношения к воде, стал конкурс рисунков «Разноцветные капли». В этом году его участниками стало рекордное число детей — более 10 000 из 85 регионов России. По традиции юные художники присылали рисунки, посвященные рекам России, водным обитателям, а также теме сохранения водных ресурсов и очистки берегов от мусора.

Самыми активными участниками стали школьники 5–7 классов, а большего всего работ на конкурс подали молодые авторы из Башкирии, Чувашии, Московской, Волгоградской и Свердловской областей. Рисунки победителей конкурса включены в тираж ежегодного «Водного календаря». Кроме того, некоторые рисунки, по решению жюри, будут использованы в качестве иллюстраций для плакатов социальной рекламы бережного отношения к воде.

Волонтеры воды

Рекордное число волонтеров — 1,8 млн. человек — приняли участие во Всероссийской акции по уборке берегов «Вода России» в 2018 году, объявленным Президентом России «Годом добровольца». Но ежегодные акции – это не только сбор мусора. Год назад организаторы внесли и образовательную составляющую: участие в акции сопровождаются тематическими уроками и викторинами для детей о местных водных объектах.

За 7 месяцев «водные волонтеры» 85 регионов очистили без малого 5 300 водоемов, собрав 1,7 млн. мешков мусора. Так незаметно они установили новый рекорд, как по численности участников, так и по количеству собранного мусора. Нововведением этого года стали уборки с применением технологии раздельного сбора мусора.

 «Цель акции “Вода России” – популяризация идей уважительного и бережного отношения к уникальным водным объектам нашей страны. На протяжении последних лет мы наблюдаем постоянный рост числа участников акции. С одной стороны, эта динамика говорит об актуальности и масштабах проблемы, но с другой – об осознании гражданами своей личной ответственности за состояние водных ресурсов и готовности внести свой личный вклад в сохранение чистоты водоемов», – отметил в ходе пресс-ланча Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России Дмитрий Кириллов.

По итогам проведения акции организаторы составляют рейтинг самых активных регионов-участников. Первое место в этом году разделили между собой Республика Ингушетия и Ростовская область, второе – Республики Саха (Якутия) и Кабардино-Балкария, третье место заняла Республика Северная Осетия-Алания. В десятку самых активных регионов также вошли: Республики Коми и Хакасия, Красноярский край, Курская, Магаданская, Липецкая, Пензенская, Тамбовская, Новгородская, Калужская, Волгоградская и Кемеровская области.

Отдых – тоже место для образования

Ежегодная просветительская акция «Я-Вода» превратила на 11 летных дней сочинскую Площадь флага в «водную аллею», которая стала местом притяжения гостей и жителей города-курорта, а Краснодарский край – в центр экологического просвещения. Площадка была открыта для всех жителей и гостей Сочи. Для самых маленьких посетителей акции прошли образовательные мероприятия в «Школе Капы», где детям через игру рассказали о бережном отношении к воде в школе, дома и на природе. За время проведения акции детскую образовательную площадку посетили порядка 2 000 детей. Они приняли участие в специально разработанном уроке, включающим в себя интерактивные игры и демонстрационные материалы на тему бережного отношения к воде.

«Наблюдая, как воспринимают информацию дети, с каким интересом и порой недетской серьезностью они рассуждают о бережном отношении к воде, слушая, как они предлагают подходить к рациональному использованию воды, я понимаю, что нашей важной и общей задачей является научить их и учится самим ради комфортного и безопасного мира для нынешних и будущих поколений» – отметил в ходе встречи Илья Разбаш.

Вода до Стокгольма доведет

Не мало будущих ученых начинают свои научные изыскания еще со школьной скамьи. Оказать поддержку и раскрыть потенциал талантливым ребятам дает возможность Российский национальный юниорский водный конкурс.

Организация и проведение независимого общественного творческого смотра среди старшеклассников на лучший проект в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов и поощрение научно-технической и проектной деятельности школьников, направленной на решение задач устойчивого водопользования – такие цели ставит оргкомитет Российского национального юниорского водного конкурса. Научное состязание проводится с 2003 года и состоят из нескольких этапов. Кроме того, для поддержки молодых ученых организаторы проводят образовательные семинары во всех регионах страны. Соревнуются, впрочем, не только учены: в этом году Минприроды пригласило к участию и начинающих журналистов.

Результаты приятно удивляют: в конкурсе приняли участие 1990 старшеклассников из 81 региона, представив на рассмотрение жюри 1600 научных проектов по охране и восстановлению водных ресурсов. До финала же дошли 63 участника, представив свои исследования на публичных защитах вместе со своими наставниками.

Кроме поддержки со стороны научного сообщества участие в конкурсе возлагает и большую ответственность: каждый год победитель представляет страну со своим проектом на Стокгольмском юниорском водном конкурсе. В этом году, участником от России стал Александр Киселев, победитель номинации «Международная» с проектом «Особенности дрифта водных беспозвоночных в реке Непрядва».

Не только школы

Просветительские инициативы «Воды России» вышли за пределы школы – второй год подряд команды студентов российских вузов соревнуются во деле внедрения в своих учебных заведениях технологий водосбережения и снижения прямого водного следа. В этом году участниками Всероссийского экологического квеста «Вода России» стали студенты 78 университетов.

«В последние десятилетия неконтролируемое потребление воды и загрязнение водоемов приводит к гибели экосистем и приближает нас к дефициту чистой пресной воды. Поэтому так важно знакомить молодое поколение с принципами водосбережения, которые они смогут внедрить на практике. В рамках квеста “Вода России” студенты 20 вузов разработали рекомендации по снижению водопотребления, что уже помогает экономить сотни кубометров воды», – отметил Дмитрий Кириллов, Директор Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов Минприроды России.

На первом уровне квеста участники решали 10 творческих заданий, срди которых: тест на знание проблем гидросферы, создание видеоклипа, выявление возможных протечек воды в вузе и другие. Ко второму уровню присоединились студенческие команды 36 российских вузов, которые успешно справились со всеми заданиями. Он включал 12 заданий, направленных на разработку и внедрение программы водосбережения в вузе и массовое просвещение на тему бережного отношения к воде. Победителем стала команда Санкт-Петербургского Горного университета.

Все инициативы нацелены в первую очередь на подрастающее поколение. Именно им сейчас можно заложить те ценности о важности заботы об экологии, которые приживутся и станут уже нормой. Как рассказывают организаторы, в этом деле немаловажным фактором является непрерывность и последовательность. Именно поэтому проекты, сформировав уже целую линейку просветительских инициатив Минприроды России, продолжат развиваться. 2019 год не станет исключением: узнать обо все анонсах можно на сайте «Вода России» http://voda.org.ru/.