Типологии трудностей, с которыми сталкиваются школьники, обсудили эксперты в рамках семинара “Школьная неуспешность: профилактика, диагностика, преодоление”. Мероприятие прошло в среду в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ).

С докладом “Подходы к разработке типологии трудностей в обучении в отечественной психолого-педагогической науке” на семинаре выступил доктор психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета Евгений Исаев. Он отметил, что в отечественной научной литературе отдельно выделяют трудности в обучении для начальной, средней и старшей школы.”Наиболее, на мой взгляд, исследованы проблемы трудностей обучения в начальной школе”, – сказал Евгений Исаев.Ссылаясь на существующие научные исследования, спикер в своем докладе отметил, что младшие школьники пропускают буквы в письменных работах, затрудняются пересказывать тексты, плохо знают таблицу умножения и часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы.

В основной школе, по его словам, дети сталкиваются с трудностями в построении отношений с новыми учителями, которые предъявляют разные требования; подростки не готовы к новой форме обучения и эмоционально не устойчивы. Источником некоторых трудностей может оказаться и семья школьника, например, неблагополучная ситуация дома или неприемлемое отношение родителей к учебе.

“Также выделяются причины трудностей старшеклассников. Прежде всего, это вхождение в новый учебный коллектив, смена критериев оценки достижений – подготовка к ЕГЭ, трудности с профессиональным самоопределением, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также нехватка времени на досуг”, – рассказал Евгений Исаев.

Ученый считает, что существующих исследований недостаточно, и в рамках современных социальных условий проблема изучена поверхностно.”Исследование типологий трудностей будет показывать, где мы недорабатываем в составлении образовательных программ для различных ступеней: как начальной, как основной, так и старшей. То есть трудности выявляют те проблемы, которые существуют”, – прокомментировал Евгений Исаев.На семинаре эксперты отметили, что большую роль в определении трудностей играют педагоги.”Мне кажется, что разговор с учителями о типичных ситуациях даст нам возможность сделать хорошую типологию и разобраться с причиной”, – прокомментировала доклад ведущий эксперт института образования НИУ ВШЭ Надежда Бысик.

РИА НОВОСТИ