Роберт Уразов: «Надо делать так, чтобы мир равнялся на нас, а не наоборот»

Роберт Уразов: «Надо делать так, чтобы мир равнялся на нас, а не наоборот»

Россия выбрала другой путь – технологический, говорит генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов. Этот путь позволил превратить минусы пандемии в плюсы: в 2020 году Россия первой в мире создала и применила на практике новый, дистанционно-очный формат проведения соревнований. «Чемпионат Ворлдскиллс – это, конечно, массовое мероприятие. И мы решили: раз уж эпидемиологическая ситуация поставила нам такое ограничение, попробуем вместо того, чтобы уменьшать число участников, его увеличить. И мы это сделали», – отмечает он.

За российским экспериментом по проведению соревнований в условиях пандемии наблюдали 76 стран, еще 20 стран направили своих представителей для участия в чемпионате – и сейчас очевидно, что Россия вышла в авангард мирового движения WorldSkills, создав и апробировав новую модель чемпионата. Успешность этой модели доказана на практике и теперь многие страны присматриваются к ней с тем, чтобы применить у себя. «Я думаю, что внедрение этой технологии будет долгим, потому что инерция и консерватизм в мире высоки, – заметил Роберт Уразов. – Но для Российской Федерации это не повод тормозить свое движение вперед, ориентируясь на мир. Надо делать так, чтобы мир равнялся на нас, а не наоборот».

Основными сложностями при организации чемпионата стали техническое оснащение распределенных площадок, наличие стабильного интернета, а также разработка видеосети и ее подключение к платформе, которая была заведена на более чем 10 тыс. камер. Страна большая и оснащенность интернетом у нас довольно неравномерная. Не во всех регионах присутствовал стабильный интернет – в некоторых городах и селах его вообще не было. К слову, наш чемпионат помог решить эту инфраструктурную проблему страны: именно благодаря нацфиналу в ряде сел и деревень отдельных регионов был проведен интернет для того, чтобы его жители могли присоединиться к состязаниям.
Карина Саликова
Заместитель генерального директора по организации чемпионатов по стандартам WorldSkills федерального и международного уровня Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Кроме технической стороны, были и другие трудности, признает Карина Саликова: «Например, сложно было воссоздать атмосферу соревнований, потому что конкурсант приходит на рабочее место – и он один, рядом нет ни соперников, ни экспертов. То есть не хватало того соревновательного духа, который характерен для наших традиционных чемпионатов».

Этот минус дистанционного формата распространяется и на экспертов, отмечает Роберт Уразов: «Ключевое, что просело в результате перевода значительной части мероприятий чемпионата в онлайн, – профессиональная коммуникация. Нельзя на чистом онлайне вырастить реальных единомышленников  все равно экспертное сообщество нужно собирать вместе, хотя бы группами».

Роберт Уразов видит выход в сочетании двух форматов коммуникаций чемпионата – очного и дистанционного – и уверен, что сообщество российского движения Ворлдскиллс, как всегда, найдет нетривиальное решение этой проблемы.

Как, например, это произошло с задачей показать масштабность происходящего на нацфинале, ведь зрители – тоже действующие лица чемпионата. С одной стороны, конкурсантам нужна обратная связь – им важно показать, чего они достигли, не только экспертам, но и ровесникам по всей стране. Показать себя – это важная часть модели общения современного человека с окружающим миром; сегодня это уже своего рода потребность, которая только укрепляется с развитием соцсетей. С другой стороны, участники соревнований выступают в роли амбассадоров ценностей движения Ворлдскиллс и транслируют их через личную историю успеха, показывая ровеснику: «Вот что я могу, я прошел этот путь – и ты тоже можешь». И если конкурсанты демонстрируют свою причастность к большому делу – тренду мирового уровня, то для зрителя чемпионата — это шанс приобщиться к этому делу, увидеть, что происходит на площадках и понять, что для них этот путь также доступен и открыт.

На примере нацфинала-2020 Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» показал работающую модель информационного освещения такого сложного формата мероприятий и доказал, что можно успешно избежать риски нарушения регламента соревнований и при этом создать огромный массив видеоматериалов, которые интересно смотреть абсолютно каждому человеку. За соревнованиями конкурсантов в прямом эфире следили болельщики со всего мира благодаря ежедневным онлайн-трансляциям в YouTube и социальных сетях. В итоге зрителями чемпионата стали жители всех 85 субъектов Российской Федерации и 76 стран мира, а платформу чемпионата wsr.online посетили свыше 100 тыс. человек.

Сегодня ты зритель, а завтра – участник, в этом смысл организации онлайн-трансляции соревнований, которые стали важнейшей частью нацфинала WorldSkills Russia 2020. Когда чемпионат проводится в традиционном, офлайн-формате, тысячи людей приезжают посмотреть, как проходят соревнования. В этом году увидеть выступления конкурсантов, которые находились в разных точках огромной страны, узнать, как работают эксперты и как все устроено на чемпионате, позволили ежедневные трехчасовые прямые эфиры. Десятки съемочных групп и более сотни людей по всей стране работали над тем, чтобы показать зрителям живую картинку чемпионата во всем его многообразии.
Начальник отдела цифровых коммуникаций Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Олеся Шевченко

«Мы буквально организовали еще одну негласную компетенцию – “Репортажная съемка”,– шутит Олеся Шевченко. – На соревновательных площадках и в ЦУСах [центрах управления соревнованиями] мы смогли организовать работу полноценных корреспондентских пунктов. Но основной материал для эфиров мы получали от регионов, за что хотим выразить им огромную благодарность: они не просто поддержали нашу инициативу сделать трансляцию и помогли со сбором контента – наши коллеги в регионах показали себя как настоящие мастера журналистики и видеосъемки».

Только благодаря их стараниям стал возможен такой объемный охват компетенций, говорит она, подчеркивая: «Учитывая, что все мы впервые работали над подобным форматом, было очень важно, что репортажные группы в регионах строго соблюдали все регламенты и инструкции по съемке с площадок проведения соревнований». Было сложно, потому что это работа 24/7, видео из регионов сдавали в разное время с учетом разницы часовых поясов от Калининграда до Владивостока – и необходимо было все оперативно отсмотреть и смонтировать, оценивая, что можно показывать, а что нельзя. Необходимость в подобного рода цензуре продиктована самим регламентом соревнований, уточняет Олеся Шевченко: «Если, к примеру, в трансляции показать модуль, который в одном регионе уже провели, а в следующем он начнется через два дня – это по факту означает раскрыть карты перед участниками и обесценить соревновательный блок по компетенции».

Благодаря трансляции, которая шла ежедневно, нам удалось воссоздать атмосферу соревнований. Формат чемпионата был дистанционно-очным. Отдельные мероприятия проводились офлайн – и было важно обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических мер защиты, чтобы никто не заразился и не заболел. Все регионы выполнили необходимые требования по дезинфекции и созданию «чистых зон» на площадках. Все проблемы решались силами Кузбасса – принимающей стороны чемпионата, силами Союза, общей командной работой, подключением региональных образовательных организаций, подключением Минпросвещения России. Если говорить о технической стороне дела, то, конечно, многие регионы вложились в техническое обеспечение площадок: закупили видеокамеры, настроили оборудование и обучили работе с ним операторов на площадках.
Карина Саликова
Заместитель генерального директора по организации чемпионатов по стандартам WorldSkills федерального и международного уровня Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Впрочем, для регионов вклад в проведение чемпионата стал выгодной прямой инвестицией. В частности, Кузбасский колледж архитектуры, строительства и информационных технологий, где за полгода проделали колоссальную работу по реконструкции колледжа под ЦУС – главный центр управления соревнованиями нацфинала – получил установленное оборудование и разработанную цифровую платформу в качестве наследия чемпионата.

«У Ворлдскиллс нет границ, – такой главный вывод делает Карина Саликова по итогам проведения российского нацфинала в 2020 году. – Мы убедились, что даже в условиях таких строгих ограничений по санитарно-эпидемиологическим или каким-либо другим причинам чемпионат проводить можно и нужно».

Решение провести масштабный нацфинал в ограниченных пандемией условиях позволили России выйти на совершенно другой уровень и обрести свежий взгляд на чемпионаты, считает она. «Мы обрели другие компетенции, другую экспертизу, как проводить чемпионат с использованием цифровых технологий, в том числе мы пересмотрели часть компетенций с точки зрения того, каким образом их можно реализовать в условиях дистанционного формата. Например, в компетенции “Поварское дело” нужно пробовать готовую еду на вкус… Как это делать в цифровом формате? Эти моменты были проработаны», – отмечает эксперт.

Опыт, который был наработан в ходе проведения нацфинала-2020, будет использоваться в будущем, распространяясь на всю линейку чемпионатов Ворлдскиллс в России. Очно-дистанционный формат реально состоялся – это уже факт истории. Мы видим, что система работает, она эффективна, и это серьезный инструмент. И я очень рад, что у нас по 99 процентов компетенций этот инструмент дистанционной работы уже наработан, то есть не просто создан и сформирован, но и апробирован. Эксперты его попробовали, участники, регионы. Полезно будет применить наработки в программах подготовки и обучения Союза. За таким смешанным форматом проведения соревнований очень большое будущее. Со временем к распределенным форматам чемпионата добавятся AR-, VR-технологии, появятся элементы цифрового или аватарного присутствия. Так что будет еще интереснее.
Заместитель генерального директора, технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Алексей Тымчиков

О проекте «Билет в будущее»

Фестивали стали одним их форматов практических мероприятий проекта «Билет в будущее», инициированного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале 2018 года. Оператором проекта является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ.

Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В 2018 году в пилотном запуске приняли участие более 100 тыс. школьников из 41 региона страны. В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия. В прошлом году:

  • весь цикл проекта (в 3 этапа) завершили более 280 тыс. российских подростков;
  • процесс тестирования полностью прошли более 500 тыс. подростков;
  • к концу 2019 года на платформе «Билета в будущее» зарегистрировались 1,2 млн пользователей.

В 2020 году в мероприятиях проекта участвуют 79 регионов из 8 федеральных округов. В этом году «Билет в будущее» вводит ряд новаций: зарегистрироваться и создать личные кабинеты на платформе смогут не только подростки, но и их родители, для которых проект подготовил отдельные программы обучения в формате онлайн-курсов. Часть практических мероприятий пройдет в онлайн-формате.

Посети сайт проекта "Билет в Будущее"

Тысячи твоих друзей уже здесь

Комментарии: