Чтобы защитить учителей из группы риска — тех, кто старше 65 лет или страдает хроническими заболеваниями, мэрия вводит в школах «тьюторство». По задумке мэрии, переведенные на удаленку учителя будут контролировать учебный процесс, а помогать вести уроки в классах будут студенты и выпускники педвузов.

Направить в школы своих студентов департамент образования попросил как минимум два педагогических вуза: МГПУ и МПГУ. Об этом «Медузе» рассказали ректоры университетов Игорь Реморенко и Алексей Лубков. Но МПГУ будет помогать учителям вести уроки дистанционно, об очном присутствии студентов этого вуза в классах пока речи не идет, уточнил Лубков.

Реморенко пояснил: изначально планировалось, что направить в школы нужно будет несколько тысяч студентов, но теперь, когда власти решили обучать старшие классы дистанционно из дома, речь скорее идет о нескольких сотнях. «Может быть, потребность в тысячах студентов будет позже, но сейчас ее нет», — добавил он.

Ректор объяснил, что в этом году в школах планово должны были пройти практику как раз несколько сотен студентов. Тьюторство для студентов МГПУ — «это не какая-то специальная дополнительная работа, это плановая практика, учитывающая обстоятельства такого смешанного обучения», говорит Реморенко. В МПГУ тьюторство пока тоже планируют оформить как практику, но это зависит от числа привлеченных студентов, сказал «Медузе» ректор вуза Алексей Лубков. 

Как именно будут распределяться полномочия между учителями и тьюторами, пока неизвестно. Обязанности студентов будут зависеть от решения администрации конкретной школы, пояснили несколько учащихся МГПУ «Медузе». Но большей части студентов придется просто следить за дисциплиной школьников в кабинетах — сами уроки по видеосвязи будут вести учителя, переведенные на удаленку. 

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает такой вариант педпрактики «бессмысленным и вредным». «Практика должна проходить по четким правилам, на уроках должен присутствовать научный руководитель, каждый урок студент должен готовить не одну неделю, много раз обсуждать, — перечисляет он. — Здесь непонятно, в какой роли будет студент. Если занятие будет вести учитель на удаленке, а студент будет просто заниматься поддержанием дисциплины, то это не педагогическая практика. А если они будут вести уроки [в отсутствие научного руководителя], то кто будет отвечать за это?»

Игорь Реморенко настроен более оптимистично: «Модель просто следить за дисциплиной нам казалась не совсем удачной, поэтому мы сейчас ведем переговоры о том, чтобы какие-то уроки или их часть студенты вели самостоятельно. Это, собственно, и есть часть программы студенческой практики, предусмотренной на старших курсах».

Школы к тьюторству пока относятся по-разному — в зависимости от района и загруженности учителей. «Некоторые говорят „дайте нам сразу 10 студентов“, а некоторые могут закрыть свои потребности своими же недозагруженными учителями — не из группы риска», — говорит Реморенко. 

Источник