Путь от идеи к инновации выстраивает знание рынка

Путь от идеи к инновации выстраивает знание рынка

В рамках деловой программы VII Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech 2020 состоялась сессия «Каких знаний не хватает российским инновациям? Продуктовая трансформация через развитие компетенций», на которой руководитель программы «Вектор» Академии Ростеха Андрей Батрименко поделился с аудиторией опытом госкорпорации по технологии превращения идеи в инновационный продукт.

Большинство стартапов терпят неудачу на рынке потому, что создают продукты, которые никому не нужны – это касается и венчурных проектов, и внутрикорпоративных инноваций. Они не учитывают состояние рынка и потребности целевой аудитории, объяснил Андрей Батрименко.

«Специфика современного мира инноваций состоит не в том, чтобы создать продукт, а в том, чтобы его продать, — отметил спикер. – У нас в стране мы четко видим этот большой стратегический разрыв: люди, которые очень глубоко понимают физику, математику или компьютерные технологии, зачастую не умеют правильно работать с рынком и проводить его исследования. Вот эту историю мы в корпорации и пытаемся закрыть с помощью программы “Вектор”».

Эту программу в Ростехе называют гибкой экосистемой развития инноваций. «Вектор» — комплексная программа по выявлению и обучению технологических лидеров из числа сотрудников Ростеха — направлена на повышение компетенций, необходимых для развития новых высокотехнологичных гражданских направлений. С ее помощью Ростех решает стратегическую задачу, поставленную президентом России перед всем оборонно-промышленным комплексом страны, — довести к 2030 году долю гражданской продукции до 50% от общего объема ВПК.

«Мы выстраиваем программу вокруг людей – и это ключевое отличие нашего подхода от технологических фреймворков, которые ориентируются на проект, — уточнил Андрей Батрименко. – Фактически мы создаем кадровый актив, необходимый для диверсификации наших предприятий и увеличения доли гражданской продукции».

«Диверсификация» не равно «конверсия», подчеркивает спикер: речь не идет о том, чтобы отказаться от выпуска военной продукции или продукции двойного назначения, а, скорее, о том, чтобы создать условия для выпуска технологических продуктов для гражданского рынка и тем самым повысить стабильность предприятий ОПК.

Внутри программы решаются три ключевых задачи. В первую очередь идет поиск среди сотрудников людей, которые могут и хотят совершать эту продуктовую трансформацию – в корпорации их называют технологическими лидерами. Отобранные кандидаты проходят обучение, которое помогает им обрести компетенции, необходимые для развития новых технологичных гражданских направлений. «Это те самые рыночные компетенции, которых не хватает в целом в мировых инновациях, а в наших российских особенно, — уточнил руководитель Академии Ростеха. — В нашу программу встроен специальный образовательный модуль, который повышает эти компетенции».

Карта компетенций программы «Вектор» описывает профиль технологического лидера как человека, занимающегося продуктовой трансформацией и обладающего определенными компетенциями, а также стремлением к достижениям. В первую очередь он должен быть гибок в мышлении и иметь развитые аналитические способности.

В целом весь внутренний цикл программы представляет собой научный способ создания продуктов, при котором предлагаемая идея инновационного проверяется бизнес-гипотезой, объяснил спикер: «Мы даем каждой команде эксперта, трекера, который имеет опыт работы с большим количеством разных стартапов в разных отраслях, и мы еженедельно помогаем корректировать план действий команды, например если гипотеза при проверке экспериментом оказалась неудачной, команда должна вернуться на шаг назад и пересмотреть ее или переключиться на новую».

Такой способ создания продуктов понижает риски его провала на рынке, считают в Ростехе. Гипотезы проверяются в бизнес-акселераторе корпорации, который был создан в прошлом году для поддержки продуктовой трансформации предприятий. В целом Ростех выделил 100 млн руб. на поддержку проектов программы «Вектор», запущенных в 2018-2019 годах.

«Эта программа нужна для того, чтобы идеи технологических лидеров корпорации превратились в продукты, то есть чтобы люди на практике применили полученные знания о механизме работы рынка и на выходе этого процесса появились инновационные продукты», — отметил Андрей Батрименко.

Программа реализуется на базе ИТ-платформы Ростеха. Онлайн-платформа «Вектор» работает на российских серверах, обеспечивая безопасность и неприкосновенность персональных данных, которые хранятся в закрытом контуре. В системе функционируют свыше 300 предприятий из более чем 200 городов страны, поэтому 90% содержания программы выстроено в формате дистанционных активностей.

Опыт корпорации Ростех по превращению идей в инновации будет полезен всем, кто всерьез озадачен неудачами своего стартапа или только собирается его создать. По мнению Андрея Батрименко, российским и мировым инновациям не хватает ориентации на клиента, то есть предпроектных исследований, которые проверяли бы гипотезы о проблемах целевой аудитории. «Прежде чем начинать работы по созданию технологического продукта, следует проверить рыночные гипотезы», — уверен эксперт, призывая аудиторию сессии начинать создание новых продуктов с изучения его целевой аудиторию. «Желательно, чтобы вы выходили из офиса, ехали и общались с людьми, стараясь узнать их проблему, как они сейчас ее решают, с какими трудностями сталкиваются, сколько времени или денег они тратят на решение этих проблем. И только после того, как вы убедились, что рынок существует, то есть в нем присутствует проблема, которую вы готовы решить, можно приступать к созданию продукта».

Комментарии: