Модель «колледж-завод» – импульс развития системы профессионального образования


Участники экспертной сессии «Маркетинговые стратегии в новой модели «колледж- завод»», которая прошла в рамках деловой программы финала IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Уфе, обсудили проблемные зоны позиционирования организаций СПО, а также успешные кейсы.

Ряд колледжей недостаточно использует стратегии по продвижению и выводу на рынок каких-либо продуктов, в том числе новых «коротких» образовательных программ или результатов деятельности созданных производственных предприятий. Чтобы инвесторы активнее работали с колледжами, в АСИ совместно с экспертным сообществом разработана модель «колледж-завод», которая предполагает объединение интересов организаций СПО и бизнес-компаний для лучшей подготовки кадров, реализации коммерческих и корпоративных целей колледжей, изменения стратегии продвижения самого колледжа.

«Идея модели «колледж-завод» – это некая реинкарнация советского опыта. Колледж воспроизводит бизнес-процесс, помогает вырабатывать практические навыки, при этом создаются полноценные рабочие места для студентов, с вознаграждением за труд», – рассказала директор центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ Жанна Кадылева.

«Такая модель рождает новые требования к колледжу. Не только как к образовательной организации, но и как к участнику бизнеса. Вступают в действие законы экономики и конкуренции. В то же время в модели нужно учитывать, что это часть системы образования, и интересы студентов и самого образовательного процесса не должны быть ущемлены. И все же вопрос маркетинга, взаимодействия с внешней средой, выходит на первый план. А как продавать услугу и как взаимодействовать с внешней средой – слабое место образовательных организаций», – отметила Жанна Кадылева.

Заместитель генерального директора – технический директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков предложил включить в модель «колледж-завод» принципы, которые реализуются Агентством Ворлдскиллс Россия. Для работы модели «колледж-завод» нужно сформировать пул управленцев в образовании. Программа «Управленческая программность» Агентства Ворлдскиллс Россия, привел пример Алексей Тымчиков, дает места участникам движения, экспертам, позволяя им наращивать компетенции работы с рынком.  По многим компетенциям студенты выполняют заказы рынка. Обучение через практику дает им навыки решать технологические задачи. «Пользуясь партнерской поддержкой, мы формируем заказ, обеспечиваем администрирование проекта и подбираем бригады из студентов. С сопровождением студенты показывают высокий результат», – пояснил механизм программы Алексей Тымчиков.

Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин признался, что является сторонником инициативы «колледж-завод» и в программе «Профессионалитет» предполагается её развитие. Возможно, стоит рассмотреть разные подходы, считает Виктор Неумывакин: «Колледж может стать не просто субъектом хозяйственной деятельности, а площадкой-аккумулятором мастеров, или можно расширить понятие «колледж-завод», не сводить это только к промышленной сфере деятельности. Надо уже говорить «колледж-технопарк» или «колледж инновационного применения предпринимательского таланта».

Надо решить ряд проблем, которые могут мешать реализации проекта, в том числе юридические и налоговые, в построении производственной цепочки. Сейчас вместе с АСИ ведомство подготовило проект закона о внесении изменений в законодательные акты в целях развития системы СПО.

О работе с законодательной базой сказал и директор Московского государственного образовательного комплекса Игорь Артемьев: «Ключевая задача с командой АСИ на 2021 год – внесение изменений в законодательство и утверждение пилотного проекта по практическому внедрению хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса на базе колледжей. Дорожная карта уже создана, проведены рабочие встречи с Министерством труда РФ и Министерством просвещения РФ, проект был поддержан. В проект включен ряд регионов. Субъекты малого и среднего бизнеса должны будут разработать четкий бизнес-план, он будет утверждаться региональными департаментами и ведомствами, нужно будет также закрепить принцип источника заказа. Образовательная организация будет принимать заказ на образовательные услуги, а субъект малого и среднего бизнеса – на бизнес-услуги. Финансовое распределение доходов будет происходить в формате 5 на 95 процентов».

Опыт бизнеса может пригодиться в развитии модели «колледж-завод». «Темпы развития общества изменились, это связано и с внедрением технологий. Мы попадаем в ситуацию более быстрого движения», – заметил менеджер по работе с ключевыми клиентами ООО «Техкомпания Huawei» Андрей Гвоздев. Приводя в пример опыт и ценности своей компании, Андрей Гвоздев рекомендует искать малоконкурентную нишу, а также организовать отбор кадров, талантов: нужно обращать внимание на более инициативных людей. Важно также заложить в систему непрерывную трансформацию ее развития и управления: профессионалы цифрового будущего будут работать с совершенно иным оборудованием и должны обладать более широким спектром навыков.

У Сбербанка РФ есть свои образовательные программы, также идет сотрудничество с образовательными организациями. «Мы развиваем свои дополнительные образовательные программы, например, «Карьера будущего» для студентов. Мы договариваемся с образовательными учреждениями, что наши программы являются частью учебного процесса, это помогает студентам лучше ориентироваться на рынке труда», – рассказал исполнительный директор – директор Центра Академических партнерств Сбера Андрей Очеретный. После того как студенты получают профориентационные знания, проходит стажировка. Андрей Очеретный выразил надежду, что и в модели «колледж-завод» студенты смогут проходить стажировку и получать гарантированное трудоустройство, это хорошая мотивация для молодежи, а для бизнеса – гарантия привлечения качественно подготовленных специалистов.

Директор государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Академия цифровых технологий» Санкт-Петербурга Дмитрий Ковалев поделился опытом своей организации. Он отметил, что пока для колледжей прийти к такой модели трудно, они к этому не готовы. «Когда мы создавали наше учреждение, оно уже было инновационным, мы сразу позиционировали себя с точки зрения будущего», – рассказал Дмитрий Ковалев.

Рассказывая об опыте своего образовательного учреждения, заместитель директора по учебно-производственной работе КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства» Елена Лобанова отметила, что Академия была создана в 2014 году именно под задачи Алтайского края по развитию туристической сферы. «В рамках модели государственно-частного партнерства мы нашли заказчиков на кадры, которых мы готовим, с этим у нас проблем сейчас нет. Мы строим планы вместе», – сказала Елена Лобанова. Практическая профессиональная ориентация уже в процессе обучения дает качество образования: в Академии уже 15 лет существует имитационная фирма, за опытом сюда приезжали уже 96 организаций из разных регионов страны. «Мы создали турфирму, экскурсионное бюро, у нас есть своя туристическая база – и все это часть работы нашей образовательной организации. Также у нас появились и мастерские», – рассказала Елена Лобанова.

Первый проректор частного образовательного учреждения высшего образования «Международный Институт Дизайна и Сервиса» Максим Усынин предложил подумать об агентской модели, которая позволит работать со студентами в качестве самозанятых. Также стоит учитывать и предпочтения родителей абитуриентов. Еще одна идея – разработка товаров и услуг в стенах самого колледжа: «Когда школьники и студенты как эксперты разрабатывают продукты для потребителей своего же возраста, могут быть интересные разработки для модели «колледж-завод»».