В Петербурге школьников учат искать профессии по душе


Петербургские школьники побывали на трехдневном марафоне вакансий в “Экспофоруме”. Ребята ознакомились с предложениями на рынке труда, поучаствовали в психологических играх и тренингах и вживую увидели, чем занимаются представители тех или иных профессий. На вполне взрослое мероприятие старшеклассников пригласили с одной целью – помочь им выбрать нужную профессию.

Самый сложный этап в профориентации – это подростковый возраст. Когда школьнику 14-15 лет, он достаточно много знает о мире, появляется самостоятельность и, конечно, сам принимает решение, на кого хочет учиться. Но практика показывает, что в сфере трудовых отношений юноши и девушки ориентируются слабо. Они знают все о профессии учителя, информированы о специальностях своих родителей. Но дальше начинаются сложности. Поэтому в Петербурге активно проводится профинформирование учащихся, суть его в том, что подросткам рассказывают, какие бывают профессии.

– Профинформирование – это важный этап профориентации, он позволяет ребятам узнать в каких сферах он вообще может себя применить, – рассказывает заместитель начальника отдела профессионального обучения, профессиональной ориентации и психологической поддержки Центра занятости населения Санкт-Петербурга Наталья Зотова. – Эффективнее всего такие вещи проводить в виде игры. Так, в “Экспофоруме” в рамках ярмарки вакансий школьники угадывали профессии по описаниям. Например, как вы думаете, какой специалист преобразует окружающую среду сообразно своему творческому видению? Открою секрет, это описание для дизайнера. Дети предлагали варианты, им было интересно, а нам важно, что они задумались о проблеме.

Еще один подход, который позволяет подросткам узнать больше о профессиях – это игра “Мировое кафе”. Сам принцип данного тренинга был создан еще в 50-е годы прошлого века, когда сотрудники корпораций за ограниченное время придумывали варианты решения нескольких задач. В интерактивной зоне ярмарки вакансий с учащимися школы №167 психологи из Центра занятости сыграли в “Мировое кафе”, все задания так или иначе были связаны с рынком труда. Например, учащихся просили составить список необходимых качеств для сотрудника, который работает с техникой. Также им нужно было рассказать о профессиях, требующих общения с людьми.

Как и следовало ожидать, при рассказе о специальности, которая требует работы с людьми, ребята прежде всего, вспомнили о своих учителях и неплохо рассказали о компетенциях, необходимых выпускникам педагогических вузов. А дальше начался поиск, обсуждения и даже попытки узнать ответы в Интернете, пока жюри не видит. В итоге подростки общими усилиями ответили на все вопросы, самые активные ребята получили билеты на интерактивную выставку “Бал роботов”. Но, как считают психологи, победа и даже сформулированные участниками тезисы в данной игре вторичны, главное, что школьники задумались о вещах, которые вроде бы и лежат на поверхности, но далеко не всегда оказываются в центре внимания.

– Мне игра очень понравилась, – говорит ученица 8-го класса школы №167 Гамидова Лейла. – Интересно, что она заставляет задуматься о профессии изнутри, нам не просто нужно было рассказать, что должен делать сотрудник. Нас спрашивали, какие у него должны быть личные качества, характер.

Одноклассник Лейлы Никита Сазонов рассказал, что в их учебном заведении проводится достаточно много мероприятий по выбору профессии. О том, что нужно выбрать вектор говорят и родители и друзья.

– Поэтому очень важно, как можно больше узнать, чтобы не ошибиться, чтобы работа нравилась, – считает школьник. Никита, как и многие его друзья и одноклассники с профессией пока не определился. Но юноша понимает: времени остается не так много, ведь после девятого класса начинается специализация.

На ярмарке вакансий школьники побывали впервые, увидели настоящих работодателей, поняли, что кадровики предприятий – люди, которые заинтересованы в специалистах. Подходить и узнавать подробности ученики пока стесняются. Но это, как считают психологи, дело наживное. Страх перед работодателем встречается даже у взрослых и опытных соискателей, а если подростки уже сейчас пытаются ориентироваться в море профессий, это дает надежду на то, что они при выборе специальностей будут принимать решения осознанно.

Российская газета