Алдар Дамдинов: Все дети должны быть охвачены допобразованием


3dfvdvdfv

По мнению депутата Госдумы от Бурятии, система финансирования занятий в кружках и секциях для развития должна зависеть не от мест, а от детского населения С 19 по 20 июня во Владивостоке комитет Госдумы по образованию и науке проводил круглый стол «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования».

В составе представителей нижней палаты парламента России в работе принял участие депутат Госдумы от Бурятии Алдар Дамдинов. Он вел секцию, связанную с нормативным финансированием в данной сфере.

Уже около двух лет в России введено подушевое финансирование в системе допобразования, но не все регионы перешли на него. И проблем еще много.

– Как создать условия, чтобы все дети были охвачены допобразованием? Понятно, что нужно финансирование. Сейчас мы финансируем от сетевого показателя: сколько кружков, секций. Хотя я здесь согласен с Александром Стопичевым (депутат Народного Хурала Бурятии – ред.), который давно ходит с идеей, что нужно финансировать по количеству детей. Сколько детей, столько должно быть нормативное финансирование. А уже задача местных органов власти создать условия развития системы допобразования. Это сложная задачка, ее нужно еще решать, – рассказал «Байкал-Daily» Дамдинов.

Отсюда в Бурятии складывается несколько парадоксальная ситуация. Как объяснил депутат, самое большое количество охвата допобразованием в Бурятии – в Закаменском районе. Самое маленькое – в Тарбагатайском. Хотя по количеству детей районы не сильно разняться, причем в пользу последнего. Все зависит от количества детских учреждений, которые могут предоставить эту услугу.

Рекомендации по итогам работы круглого стола лягут на стол министерства образования.

Первая из них о том, что нужно сохранить или разработать разнообразные финансово-экономические механизмы, обеспечивающие реализацию различных функций дополнительного образования.

– Поскольку сама система дополнительного образования очень гибкая и очень много разных форм представлено. Задача сегодняшнего дня – сохранить те возможности, которые имеют сегодня наши ребята, чтобы получить компетенцию в разных областях. Этому мы уделили большее внимание. Все финансовые механизмы, которые будут разрабатываться, должны учитывать эту особенность системы дополнительного образования, – объяснил Дамдинов.

Также сегодня школа в рамках исполнения государственных федеральных стандартов должна предоставить и определенное число часов внеурочной деятельности. И это проблема для системы дополнительного образования.

– У нас получается так, что школа где-то отчитывается часами допобразования, или система допобразования отчитывается той работой, которую провела школа. Здесь нужно провести грань, – отметил депутат.

Из-за подушевого финансирования остро стоит вопрос учета детей, посещающих кружки и секции. Система «Контингент», которая сейчас создается в России, касается только школ. Для учреждений допобразования сейчас тоже начали формировать отдельную систему персонифицированного финансирования. И Бурятия – одна из 9 регионов России, что участвуют в этом эксперименте. Ее опыт как один из лучших был представлен на круглом столе.

– В разных регионах разные подходы уже есть. В одном регионе выделяется, например, 10 тысяч рублей на 1 ребенка, и родители сами решают: 5 тысяч мы отдаем на одну секцию, а пять – на другую. В других регионах можно выбрать программу в электронной базе данных, записаться и ребенок будет ходить, – рассказал Алдар Дамдинов.

Вторая рекомендация минобру России связана с проблемой не соответствия программ системы допобразования тому, чем хотят заниматься дети. Тогда как, например, некоторые кружки менее востребованы, хотя то, что они дают, действительно нужно.

– Вопрос: как такую секцию продать. Как заинтересовать детей, – объяснил депутат.

И третья рекомендация: продумать возможности развития системы допобразования в форме государственно-частного партнерства.

Например, финансирование частных компаний на конкурсной основе субъектом России. Но нужно продумать и сопосб, чтобы избежать ситуации, сложившейся с летним отдыхом, когда часть отдали на откуп частникам, и произошли нас трагические случаи, в том числе, в Карелии.

– Эта тема тоже обсуждалась, чтобы не вылилось в такую ситуацию, когда частники зарабатывают, предоставляя вроде бы хорошие программы, но по факту будет другая ситуация, – рассказал Дамдинов.

А для этого нужен постоянный мониторинг образовательных программ, обязательная сертификация, обязательное лицензирование программ, где будет указана инфраструктура, кадры, которые будут работать с детьми.

– По большому счету больших препятствий тут не вижу. И это будет здорово, когда в рамках государственно-частного партнерства люди будут вкладывать деньги, в том числе, и в развитие системы допобразования. У нас в республике уже есть предложения от предпринимателей, у которых есть большие площади, которые пустуют из-за ситуации на рынке. И они готовы их предоставить для системы допобразования. Была бы хорошая тема в торговом центре разместить разнообразные кружки. При этом или муниципальная сеть допобразования заходит на эту территорию, или же сам предприниматель может создавать такие условия и на конкурсе получать финансирование региональное или муниципальное, – прокомментировал депутат.

В России каждым годом идет увеличение охвата детей допобразованием. Работа в этой сфере будет продолжаться, все наработанные материалы еще предстоит систематизировать.

Источник