«Наша главная задача — это Россия для россиян»: вице-премьер Ольга Голодец об образовании, культуре и борьбе с бедностью


В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи вице-премьер Ольга Голодец рассказала в интервью RT, какие группы населения необходимо поддерживать в первую очередь, чтобы победить бедность. Также она отметила перспективы людей с высшим образованием и упомянула важные культурные события года.

 

— За прошедший год, с момента перехода администрирования страховых взносов от Пенсионного фонда в Федеральную налоговую службу, не произошло качественных изменений — наоборот, появились дополнительные сложности и проблемы у бизнеса. Есть ли выход из сложившейся ситуации, стоит ли вопрос возвращения права администрирования в Пенсионный фонд?

— Ни в коем случае не стоит вопрос возвращения или изменения, что очень важно. Очень важно принимать решения взвешенно, потому что многие эксперты сегодня предлагают опять какие-то резкие движения. Резкие движения стоят больших денег, сама передача администрирования стоила более 12 млрд рублей. Нужно очень точно оценивать и взвешивать реальные затраты на переход с ожидаемыми результатами. Сегодня ожидаемых качественных изменений мы не получили. Будем работать над тем, чтобы сборы росли, но между тем любые другие изменения должны приниматься крайне взвешенно. Это наш ресурс, который мы можем употребить сегодня на те деяния и те действия, в которых общество нуждается.

— Как вы думаете, почему в нашей стране до сих пор стоит вопрос бедности? Есть ли какие-то субъективные причины? Ведь бедность населения является ограничением и не даёт поступательно развиваться экономике. Какие шаги правительство планирует предпринять для решения вопроса низких доходов населения?

— Да, это критический вопрос для правительства. Сегодня мы выделяем три группы населения, которые нуждаются в быстрой, моментальной поддержке для того, чтобы принципиально решить проблему бедности в нашей стране. Три группы — это прежде всего семьи с детьми, работающие бедные (те люди, которые получают низкие доходы на своей работе) и пенсионеры.

По первой группе, по семьям, имеющим детей. Президентом приняты решения, которые являются цивилизационными: сегодня семья при рождении первого ребёнка может претендовать на пособие, семья может получить пособие при рождении второго ребёнка. У нас есть в 60 субъектах Российской Федерации поддержка с участием федерального бюджета пособия на третьего ребёнка.

Сегодня мы реализуем большую программу, не только детских садов, но и президентскую программу строительства яслей. Программа приведет к повышению доходов семьи, поскольку дает маме возможность полной или хотя бы частичной занятости — это всё равно серьёзные доходы. Это то, что касается самой приоритетной группы — семей с детьми. Но у них бедность временная, короткая, на протяжении 4—5 лет, как правило, пока оба родителя находятся ещё не на пике своей квалификации, карьеры, их доходы невысоки и высока иждивенческая нагрузка. Именно в это время семья нуждается в поддержке, и мы начали оказывать такую поддержку.

“Это огромное достижение, мы бесконечно благодарны такому решению. Я думаю, что оно сработает на протяжении ближайших трёх лет, практически все семьи с детьми почувствуют этот результат.”

Вторая тема по бедности — это работающие бедные. И здесь тоже принято решение, впервые в истории новой России, с 1 мая, по новому закону, который тоже принят по инициативе президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, МРОТ уравнен с прожиточным минимумом. Было много дебатов, возражений, но пока мы не избавимся от низкоквалифицированных, дешёвых рабочих мест, мы будем нести двойные потери. И то, что это решение принято, я думаю, будет серьёзным импульсом к преодолению бедности. Это первый шаг.

Следующая важнейшая тема — тема пенсионного обеспечения. В нашей стратегии сказано, что мы должны достичь 2,5 ПМ (прожиточный минимум). В сегодняшних цифрах это около 25 тыс. рублей. Скорость, с которой мы приблизимся к этой цифре, и меры, с помощью которых мы достигнем этого результата, позволят нам говорить уже о преодолении бедности в России.

— Вы выступаете активно за создание высококвалифицированных и, естественно, высокооплачиваемых рабочих мест и за избавление от мест, где требуется низкая квалификация, путём замены машинным оборудованием. Но нет ли вероятности, что машины лишат рабочих мест обычных людей? В России очень много трудоспособного населения, даже сейчас не все могут найти достойную работу. Нет ли таких опасений, даже если мы решим вопрос регуляции рынка трудовых мигрантов, за который вы также активно выступаете?

— Как я уже говорила, все изменения должны быть поступательными, взвешенными. Например, мы сейчас ограничиваем наш российский рынок от притока мигрантов. У нас есть такой специальный механизм — квотирование рабочих мест по отраслям, и мы сокращаем долю возможного применения иностранной рабочей силы в тех или иных секторах экономики. Но мы делаем это постепенно, и мы предваряем эти государственные решения очень серьёзными обсуждениями с бизнесом. Движение происходит постепенно, и, поверьте, бизнес бьётся за каждый процент — 28% или 30%.
Но нам удается убеждать наших коллег, что там, где можно неквалифицированный труд заменять машинами и техникой, это надо делать, и на этой технике, конечно, должны работать россияне. Потому что сегодня мы серьёзно вкладываемся в систему образования, в школы, в колледжи, в высшие учебные заведения.

“Россияне получают хорошее образование, конкурентное на мировом рынке, и наша главная задача — это Россия для россиян. В этом смысле наше качественное образование должно открывать широкие возможности для нашей молодёжи на нашем рынке труда.”

— Возможность оплаты детского сада из материнского капитала оказалась очень востребованной…

— Да, неожиданно даже для нас.

— Планируется ли расширение сферы услуг, оплатить которые семьям можно будет также из материнского капитала?

— Ну, поскольку у нас программа действует всего полтора месяца, для нас было очень неожиданным такое количество обращений именно за этой услугой. И мы готовы обсуждать с родительским сообществом, с гражданским обществом, какие возможности ещё нужно заложить в тему материнского капитала для того, чтобы дать семьям хорошие инструменты для поддержания своего благополучия. Для нас это хороший сигнал, что мы попали в точку.

— С января этого года также выплачивается ежемесячное пособие на первого ребёнка, вплоть до достижения им полутора лет. А есть ли уже выводы, которые сделаны за этот прошедший месяц?

— За месяц трудно делать выводы. Мы видим, что количество обращений идёт прямо по экспоненте — у нас более 4000 заявлений по новым видам пособий. Мы отслеживаем сейчас, чтобы все регионы точно в срок приступали к выплате пособий. Пока идёт организационная работа, сбоев у нас в этой системе нет. Мы проводим большую информационную работу для родителей, о том, что появилась такая возможность. Будем отслеживать и дальше уже работать по расширению и развитию этой программы.

— По поручению президента страны ведётся работа по формированию единого образовательного пространства. Одним из направлений этой программы является создание единой линейки базовых учебников по всем предметам. Скажите, на какой стадии находится работа и какого рода сложности возникают?

— Создание учебника – серьёзный творческий процесс, и здесь к созданию учебников и учебных материалов привлечены ведущие силы в нашей стране. Есть разные школы, разные взгляды, разные направления – и это хорошо, что они между собой дискутируют, для того, чтобы создать качественный продукт для наших детей и школьников.

Да, сегодня целый ряд линеек нуждается в переосмыслении, в обновлении, слава Богу, прогресс идет вперед, и детям нужны новые знания об информационных технологиях. Сегодня нужно перестроить где-то учебный процесс, для того, чтобы дать ребенку возможность получения новых знаний – но в то же время, у ребенка должно быть свое, личное время, чтобы заниматься тем, что он любит, к чему у него склонности.

— После удачного выступления наших ребят на последнем чемпионате под эгидой WorldSkills вы сказали, что необходимо в наших школах ввести в качестве основной дисциплины робототехнику…

— Ну, не основной, конечно.

— Как вы думаете, если будет такая задача поставлена, у нас в стране достаточно специалистов, которые готовы будут обучать ребят?

— Ну, во-первых, мы говорили все-таки не об основном блоке образования, мы говорили о дополнительной опции.

“Сегодня очень важно развивать в ребенке инженерные, технические его наклонности. И дать возможность выразиться тем ребятам, которым это интересно и для которых это представляет особую ценность.”

У нас уже проводится олимпиада по робототехнике, и эта олимпиада собирает 10 тысяч участников. Это хороший результат, и сегодня мы следим за распространением доступности робототехники для наших детей, для школьников.

Разные регионы сегодня идут разными путями – например, есть регионы, которые принесли это на площадку школ и открывают дополнительные кружки и секции занятий. Некоторые развивают систему дополнительного образования и делают отдельные секции, кружки. Вот школа, которая у нас находятся по рейтингу на первом месте и устойчиво держит это место в течение трех последних лет – если я не ошибаюсь, это 239-я школа Санкт-Петербурга – у них это на площадке школы. И во многом их завоевания в области математики, физики, биологии и многих предметов основаны именно на проектной деятельности, завязанной так или иначе на робототехнику. И их ребята успешно выступают на международном уровне по робототехнике, завоевывают очень престижные места.

— А какие предметы, по вашему мнению, можно было бы еще в школах включить, в качестве основных и в качестве факультативных?

— Мне кажется, что сейчас главное – дать хорошие базовые знания по тем дисциплинам, которые формируют личность ребенка. Это такие традиционные дисциплины, и математика, и русский, и литература. Но сегодня очень важно не только с точки зрения организации процесса, но и с точки зрения распределения времени, давать качественные возможности физического развития ребенка.

Ребенок, конечно, должен в школе осваивать разные виды физкультуры, спорта, занятий, должен иметь возможность познавать и проявлять себя в художественном творчестве, музыке. То есть, всё, что мы можем дать ребенку, мы должны дать такие опции.

— Осенью прошлого года с огромным успехом прошел очередной международный культурный форум в Санкт-Петербурге. Могли бы вы рассказать, какие еще международные проекты находятся в работе, что мы увидим в 2018-м году или в ближайшее время?

— Да, культурный форум был для нас потрясением. Он проходил в пятый раз, и по количеству зарегистрированных официальных участников превзошел экономический форум в Санкт-Петербурге. С одной стороны, мы были удивлены этому результату, но с другой стороны мы понимаем, что Россия по всем показателям является настолько значимой страной в культурном мировом пространстве и локомотивом во многих культурных проектах и достижениях, что мы являемся естественной точкой притяжения. Мы никого не уговариваем, мы никого особо не просим – к нам все съезжаются.

К нам съезжаются все руководители хореографических училищ, приезжают директора ведущих музеев мира, руководители консерваторий. И это очень живой, очень интересный разговор.
В этом году впервые на площадке было заключено много договоров. То есть, культура – это тоже важная часть нашей экономической работы, и сегодня многие учреждения – они тоже являются важнейшими, с точки зрения экономики. Для нас очень важно поддерживать те институты, которые сложились, которые имеют мировое признание.

Не могу не сказать о приближающемся очередном конкурсе Чайковского. Мы начали подготовку к нему, и я думаю, что он будет реализован на высочайшем уровне. И все ведущие музыкальные силы нашей страны, во главе с Валерием Абисаловичем Гергиевым, с Алексеем Алексеевичем Шалашовым, руководителем нашей филармонии, Денисом Леонидовичем Мацуевым, уже подключились к тому, чтобы сформировать жюри, чтобы это жюри было очень уважаемым, чтобы оно вызывало доверие у конкурсантов, чтобы конкурс прошел на высочайшем уровне.

Конкурс Чайковского проводится в Москве и теперь в Санкт-Петербурге с 58-го года, это один из наших величайших брендов. И люди, которые являются лауреатами конкурса Чайковского, рассматривают победу на этом конкурсе как путевку в свою профессиональную жизнь. И мы сделаем все, чтобы он не просто состоялся, а чтобы он открыл новые имена.
Я напомню, что у нас текущий год – это год, посвященный Мариусу Ивановичу Петипа, великому хореографу. Мариус Иванович приехал из Франции, но прожил и проработал в Санкт-Петербурге 63 года, это удивительная история. У нас есть зал, в котором он работал, он до сих пор существует, это зал Вагановского училища. И у нас предусмотрена целая серия больших красивых событий, посвящений Мариусу Ивановичу Петипа.

 

Источник