В марте 2018 года должен был закончится конкурс Google Lunar XPRIZE на запуск к Луне частного лунохода. 23 января, до формального окончания, организаторы признали: никто из участников к полету не готов, и спонсор конкурса Google не собирается продлевать время, но некоторые конкурсанты не намерены отказываться от Луны. Совместно с N+1 рассказываем как непросто добраться до Луны.


От ближнего космоса к дальнему

Google Lunar XPRIZE — это второй космический конкурс XPRIZE, который стартовал в 2007 году. За три года до того успешного завершился тоже космический Ansari XPRIZE. По условию первого конкурса, $10 млн от спонсора — семьи Ансари, получит та команда которая сможет реализовать частный проект суборбитального космического полета на высоту 100 км дважды в неделю. Цель была в развитии индустрии космического суборбитального туризма. Идея подобного конкурса была позаимствована из конкурсов начала XX века, когда ставились первые авиационные рекорды и конкурсные деньги стимулировали развитие технологий.

В конкурсе Ansari XPRIZE победила компания Mojave Aerospace, которая смогла сделать двухместный ракетоплан SpaceShipOne, стартующий из под крыла самолета-носителя White Knight. Команда во главе с известным инженером Бертом Рутаном нашла крупного инвестора и заказчика Ричарда Брэнсона, создавшего оператора космических туристических полетов Virgin Galactic. С туризмом до сих пор не заладилось. Успех легкого SpaceShipOne не удалось просто увеличить в следующем уже туристическом SpaceShipTwo.

На пути встали технологические проблемы с ракетным двигателем, запреты Федеральной авиационной администрации, крушение ракетоплана, погубившее одного пилота… В 2000-е таких сложностей еще не предвидели, и после кажущегося покорения ближнего космоса решили замахнуться на дальний — на Луну.

Спонсором лунного конкурса XPRIZE стал Google, который подтвердил готовность выделить $30 млн в призовой фонд. По условиям, $25 млн получала та команда, которая сможет на частные средства построить луноход и доставить его на поверхность Луны. Ему потребуется мягко прилуниться, пройти 500 м и передать на Землю 500 мб данных, чтобы получить приз. Кто успеет вторым получает $5 млн. Несколько дополнительных призов выделялось на ряд достижений: сфотографировать советские “Луны” или американские “Аполлоны”, найти лунную воду, проехать дальше 5 км, продержаться дольше 2-х лунных дней, т.е. сохранить работоспособность в ходе двух лунных ночей, когда температура падает ниже -100° С.

“В очередь, гугловы дети…”

На конкурс заявилось больше 60 команд, и NASA так испугалось, что толпы частных луноходов затопчут исторические следы Армстронга и Сернана, что попросило не подходить близко к Apollo 11 и Apollo 17.

В числе конкурсантов Google Lunar XPRIZE оказалась всего одна российская команда, хотя на Ansari XPRIZE тоже была всего одна из 25. Бросить вызов Луне отважилась группа инженеров и энтузиастов, выбравших имя команде и своему изделию “Селеноход”. Поначалу разрабатывалась небольшая машинка, размером с обувную коробку, на четырех колесах большого диаметра, с солидными грунтозацепами. Потом идею пересмотрели, и сделали аппарат в четыре раза больше, оснащенного шагающим движителем по принципу первого советского марсохода ПрОП-М или шагающего экскаватора. Даже съездили с ним на испытания в пустыню, и стали резидентами Фонда “Сколково”, но затем средства закончились. Официально команда была расформирована и проект закрылся в конце декабря 2013 года.

Первоначальная дата финала Google Lunar XPRIZE была объявлена на 2012 год. Когда стало ясно, что ни одна команда не готова, сроки неоднократно переносились, в 2015 году добавилось требование забронировать ракету для полета. Кто успел — попал в список финалистов из пяти команд: Moon Express (США), SpaceIL (Израиль), Team Hakuto (Япония), TeamIndus (Индия), Synergy Moon (международная).

В 2013 году добавилось несколько призов для текущей поддержки команд-участников. Выделялись средства за прохождение этапов технологической разработки: $1 млн за разработку систему посадки, $0,5 млн за луноход, и $0,25 млн за видеосистему лунохода. Награды суммарным объемом $5,25 млн вручили в 2015-м году пяти командам.

Как долететь до Луны?

Создаваемые по конкурсу космические аппараты не совсем верно называть луноходами. Часть команд действительно взялась за разработку колесных транспортных средств. Некоторые же упростили себе задачу, создавая посадочную систему с возможностью повторного старта. Так, из пяти команд финалистов только три создавало луноходы, две команды: израильская и американская собирались отправлять “лунопрыга”, садящегося и стартующего в прыжке на 500 м на одних и тех же двигателях.

Любопытен подход в выборе средства доставки на Луну. По условиям конкурса, участие государственного финансирования допускается только в объеме 10%, поэтому не допускалось чтобы какое-нибудь национальное космическое агентство выделило ракету для запуска своей команды. Индийская и японская команды скооперировались для аренды индийской ракеты PSLV, ее рыночная стоимость оценивается в $20 млн, поэтому на двоих хватало. Команда Synergy Moon выросла из компании Interorbital Systems, которая с 90-х годов создавала (но так и не создала) легкую ракету Neptune. Так, что создатели Synergy Moon просто подписали контракт сами с собой о строительстве лунного варианта своей ракеты. Американская команда Moon Express осуществила предзаказ только разрабатываемой сверхлегкой ракеты Electron. Первый успешный старт Electron произошел 21 января 2018, но возможности ракеты, выводящей на низкую околоземную орбиту всего 200 кг, не позволяют отправить к Луне ничего тяжелее нескольких десятков килограмм. Только израильская SpaceIL без лишних заморочек заказала Falcon 9.

Без денег ракеты не летают

В конце 2017 года зазвучали первые тревожные сообщения: сначала израильтяне признались, что им не хватает $20 млн на завершение предстартовых подготовок и полет. Затем индийцы поделились такой же проблемой. На тот момент в команды было уже вложено по $30-50 млн, и им требовались еще средства сопоставимые с полным призом от Google. В компании вкладывались филантропы, бизнес-ангелы, меценаты, рекламодатели. В декабре пришла хорошая весть из Японии: в компанию iSpace, которую основали участники Team Hakuto, вложено $90 млн от госкорпораций и фондов на развитие технологий коммерческого освоения Луны. В Moon Express инвестировано $53 млн, в пяти раундах с 2013 по 2017 годы, и компания сотрудничает с NASA в разработке системы посадки.

В январе вышло расследование индийского издания The Ken о неготовности TeamIndus к старту. Проблемы были не только из-за отсутствия денег на ракету, но и из-за технических недоработок, причем существенных. “Они сделали только первый шаг к Луне из десяти”, цитирует издание слова одного из специалистов индийского космического агентства ISRO. Агентство расторгло соглашение с командой о предзаказе ракеты. Таким образом и японская команда осталась без средства доставки.

После индийских СМИ за расследование взялись американские. Выводы журналистов не вдохновляли: практически никто из финалистов не оказался готов к полету в марте 2018 и технологически и финансово. 23 января в этом же признались сами организаторы XPRIZE.

Несмотря на то, что никто из финалистов до Луны не добрался, и награда оказалась не востребована, нельзя сказать, что конкурс полностью провалился. Организаторы конкурса озвучили сумму общих инвестиций: $300 млн. Из нее видно, что сумма приза, даже вместе со всем дополнительными наградами, слишком мала для реализации поставленной задачи. Большинство участников начинало работу с создания дистанционно управляемого робота-вездехода, поскольку это самая легкая часть “дороги на Луну”. Самая технически сложная задача — создание средства достижения Луны и обеспечение его мягкой посадки, оказалась под силу далеко не всем.

Кроме того, смысл всего конкурса был не в достижении Луны. Поэтому и сумма приза не позволяла окупить все расходы. Организаторы отмечали один из своих мотивов: “Технологии разработанные в рамках Google Lunar XPRIZE должны снизить стоимость и убрать барьеры на пути частной промышленности к началу освоения Луны независимо от государственных агентств”.

И этом направлении достигнуты интересные результаты.

Луна как бизнес

Некоторые команды начали не с лунохода, а с бизнес-плана и привлекали средства не меценатов, а инвесторов на коммерциализацию Луны, в которой участие и победа в конкурсе — только первый шаг.

Любопытно, что из четырех команд, которые довольно активно стали развивать бизнес-направление, до финала конкурса добрались только две. Еще две не отказались от достижения Луны, но гонку за призом оставили в стороне еще раньше.

Две американские компании Moon Express и Astrobotic развиваются параллельными курсами: проектируют посадочные модули, заключают партнерские соглашения с американскими институтами и предлагают рекламу земных брендов на Луне. Astrobotic обещала доставить на естественный спутник Земли образец японской газировки Pocari Sweat, а на прототип их посадочного модуля нанесен логотип сервиса доставки DHL. Moon Express подписала соглашение с Итальянским институтом ядерной физики о совместном проекте на условиях финансирования 50/50 суммой $24 млн, размещения четырех лазерных ретрорефлекторов на Луне. Обе компании участвуют в программе NASA CATALYST в рамках которой ведется разработка систем посадки на Луну. NASA не финансирует разработки, но обеспечивает технический контроль и испытательную базу компаниям. Moon Express планирует отправку к Луне первого модуля сверхлегкой ракетой Electron в конце 2018 года. Astrobotic забронировала тяжелую ракету Atlas 5 на 2019 год.

Основной же вид деятельности у американских лунных компаний отличается. Moon Express делает ставку на промышленное освоение Луны, начиная с добычи воды, и научных исследований. Astrobotic видит основу своей деятельности в обеспечении средства доставки любой нагрузки на Луну. Стоимость доставки озвучивается в $1,2 млн за кг.

Команда японского конкурсанта Hakuto в декабре 2017-го привлекла $90 млн инвестиций в свою компанию iSpace от крупных японских организаций: Japan Airlines и Tokyo Broadcasting System Holdings, корпорации INCJ и Банка развития Японии на то, чтобы заполнить Луну “рекламными билбордами”. Еще предполагается съемка лунных пейзажей для продажи телекомпаниям. В 2009 году Япония уже отправляла на Луну телекамеру, на орбитальном модуле Kaguya, и эти снимки бесплатны для всех. Теперь же японские частники, при поддержке государства, надеются заработать на подобных кадрах.

Люди стремятся к звёздам не для того, чтобы быть бедными. Потому очень важно развивать экономику в космическом пространстве“.
Такеши Хакамада, глава iSpace.

В будущем iSpace видит себя разработчиком лунной воды для производства ракетного топлива и дальнейшего развития лунной инфраструктуры. Когда состоится первый полет Hakuto пока неизвестно, из-за схода с дистанции TeamIndus компания вынуждена искать нового подрядчика.

Немецкая компания PT Scientist “разрабатывает” ту же рекламную жилу, что и предшественники. Компания нашла крупного партнера в виде автомобильного концерна Audi и теперь готовит к запуску сразу два лунных внедорожника Audi Lunar Quattro. Кроме того заключено партнерское соглашение с европейским сотовым оператором Vodafone с целью развертывания сети LTE на Луне. Каждая посадочная станция PT Scientist должна стать ячейкой мобильной соты. Озвучены и ценники на доставку грузов: $0,75 млн за кг, причем груз могут по желанию заказчика оставить на окололунной орбите, закрепить на лунном модуле или поставить на реголит. Основные заказчики видятся в научных институтах и рекламных фирмах.

Целью первой лунной миссии PT Scientist обозначили осмотр места посадки Apollo 17 с целью изучения эффектов длительного воздействия лунной среды на изделия человеческих рук. Компания уже забронировала ракету Falcon 9 на пуск 2018-2019 года.

Особая история у израильской SpaceIL. Команда изначально не акцентировала внимание на бизнесе, и сделала ставку на образование. SpaceIL сотрудничала с израильскими институтами и разрабатывала образовательные и научно-популярные программы. Тактика оказалась успешной, SpaceIL получила грантовую поддержку от венчурных фондов и меценатов на сумму не менее $50 млн, и даже израильское космическое агентство добавило $2,5 млн. Команда породила небольшую национальную идею — создать представительство Израиля в космосе. Будущее команды неизвестно, возможно она все-таки найдет средства и реализует поставленную цель. По крайней мере попытается.

В целом, схожие бизнес-цели нескольких компаний позволяют говорить о новой микро-лунной гонке инициированной Google Lunar XPRIZE. Так, что соревнование продолжается, хоть Google и не дождался финалиста. Пока же мы узнали, что Луна сложнее чем кажется и достижения советских и американских инженеров создавших “Луну-9” и “Луноход”, Surveyor и Apollo значительны и спустя полвека.

Подготовлено для научно-популярного портала N+1. Публикуется в авторской редакции.

Источник