Новый учебный год в российских школах начался в традиционном очном формате, а опасения, что дети будут учиться онлайн, не оправдались. В то же время со всей России поступают тревожные сообщения о перешедших на “удаленку” классах. Первый заместитель министра просвещения РФ Дмитрий Глушко рассказал, как спустя три недели после начала занятий проходит учебный процесс, планируется ли переход на дистанционные формы обучения и что должно помочь избежать массового карантина.
— Дмитрий Евгеньевич, поступает сообщения о том, что школы уходят на удаленный режим работы. Какая сегодня эпидемическая обстановка в российских учебных заведениях?
— Мы ведем ежедневный мониторинг ситуации по школам, видим количество отдельных классов, которые закрываются на карантин на 5, 7 или 14 дней, видим и количество школ, которые перешли на дистанционное обучение из-за коронавируса, на сегодняшний день их 95. Это число незначительно растет, очень незначительно, при этом часть школ после закрытия на карантин потом открываются, но появляются какие-то новые.
Мы эту ситуацию отслеживаем, в понедельник министр просвещения РФ совместно с министром здравоохранения и руководителем Роспотребнадзора проведут селекторное совещание со всеми регионами, где будет подробно рассмотрена эпидемиологическая ситуация в образовательных учреждениях.
На сегодняшний день мы уверены, что соблюдение профилактических мероприятий, санитарных, гигиенических правил каждым человеком позволят избежать перехода на дистанционное обучение и массового закрытия на карантин.
— Планируется ли как-то стимулировать вакцинацию преподавателей, особенно из групп риска? Ведь в школах большинство учителей старше 65 лет.
— Данным вопросом занимается Минздрав, это их полномочия. И насколько мы знаем от коллег, то в полном объеме вакцина от гриппа доведена до всех регионов, было на первом этапе рекомендовано вакцинировать большую часть взрослых граждан, работающих в образовательных учреждениях, то есть это не только учителя, это и административные работники, и технические, и работники пищеблоков. То есть тех, кто постоянно находится в образовательных учреждениях.
Их было рекомендовано вакцинировать для начала от гриппа, а на следующем шаге, когда появится вакцина от коронавируса в достаточном количестве, то им также будет предложено вакцинироваться от новой коронавирусной инфекции. Все это будет в добровольном порядке.
— Некоторые школы проводят часть уроков дистанционно, скажется ли это на знаниях и на проведении итоговой аттестации?
— Скажется это или нет мы узнаем по итогу различных проверочных работ. Как мы и говорили, проверочные работы были отменены в мае, перенесены на начало этого года, каждая школа самостоятельно решает с датами проведения. Задача у данных работ — увидеть разрывы, которые возникли в рамках предыдущего периода дистанционного обучения.
Безусловно, мы считаем, что качественное образование можно дать только в условиях очной работы школ, потому что обучение это все-таки не только трансляция знаний различными способами, но это еще и эмоции, энергия, которыми делятся учителя. Поэтому дистанционное обучение — это лишь дополнение, оно может использоваться как раз на такие периоды, когда отдельные классы или школы вынуждены находиться на карантине.
Влияние дистанционного обучения, разрывы увидим чуть позже. Еще раз повторю, что мы должны соблюдать все санитарно-профилактические мероприятия, которые позволят избежать массового перехода школ и отдельных классов.
— Планируется ли продолжать проект по обеспечению учителей и учеников из малообеспеченных семей техникой?
— Данный проект продолжает работу, мы также ведем на сегодняшний день мониторинг в этой части. Коллеги из АСИ совместно со своими партнерами ведут работу по сбору средств и уже закупки оборудования по тем заявкам, которые были собраны на сайте специально созданной акции “Помоги учиться дома”. Школы также изучают потребности учителей и учеников в каждом конкретном случае, за счет своих ресурсов, которые есть и были мобилизованы в рамках предыдущего весеннего периода работы, решают данные вопросы.
— С 1 сентября во всех школах России учащиеся начальных классов должны получать бесплатное горячее питание. Во всех регионах сегодня налажена работа?
— У нас работает горячая линия, на которую поступают обращения. На первом этапе эти обращения были о том, готовы ли школы организовать горячее питание. Сейчас вопросы об отсутствии горячего питания практически пропали. Но появились вопросы о качестве питания, которое получают дети.
Отмечу, что родители имеют возможность помимо телефонов горячей линии, нашего федерального министерства, региональных министерств, а также телефонов горячей линии ОНФ, подать обращение через личный кабинет на госуслугах.
Мы видим, что за время работы данного раздела поступило 1,5 тыс. обращений. Большая часть, а это более трети всех обращений, говорит о том, что обратившиеся полностью удовлетворены организацией горячего питания. Очень незначительное количество обращений — о том, что питание не организовано. И по каждому случаю местные органы власти разбираются. Мы видим, что на сегодня обработано порядка 90% жалоб. Еще раз повторю, что любой родитель может подать свое обращение на госуслугах, на горячую линию. Для нас важно чтобы такие обращения поступали, мы их анализируем, обрабатываем, а каждый заявитель получает ответ. Тем самым мы имеем возможность отслеживать ситуацию, видеть динамику позитивных и негативных обращений.
— Распространяется ли данная мера на негосударственные школы?
— У нас есть обращения от родителей школьников старших классов, которые не попадают под категорию, и есть жалобы на отсутствие горячего питания в негосударственных школах. Данная мера распространяется на государственные и муниципальные образовательные организации.
Учредители негосударственных образовательных организации самостоятельно определяют порядок обучения детей, условия, в которых дети обучаются, в том числе порядок организации питания.
— В Новосибирске состоялся чемпионат WorldSkills “Навыки мудрых” для россиян в возрасте 50+. Такие чемпионаты востребованы у старшего поколения и интересно ли им?
— Это трудоспособное население, активное. Этот чемпионат для того, чтобы каждый человек мог с одной стороны проявить свои профессиональнее таланты, с другой — иметь возможность профессионально развиваться дальше, в том числе за счет наращивания уже имеющихся компетенций за предыдущие годы, а также иметь возможность учиться работе на новом типе оборудования, обучаться новым компетенциям из другой отрасли.
Встречал сограждан, которые работали много лет в библиотеке, но вдруг прошли обучение на сетевое системное администрирование и перешли работать на эту специальность. Есть различные смены треков у людей: например, из бухгалтерии в кондитеры или наоборот.
Мы также сумели организовать в рамках дистанционного формата качественные программы обучения с практической составляющей: когда преподаватели и ученики находились в разных городах, но на производственных площадках, отвечающим современным условиям в данной компетенции. Все это нашему населению интересно.
— В России была запущена программа по переобучению граждан, пострадавших от коронавируса. Какую оценку уже могут дать этой программе в министерстве?
— Программы обучения в рамках этого проекта уже как раз прошли обкатку. По ним в течение последних двух лет обучалось наше взрослое население. Программы реализуются на базе колледжей, которые оснащены современным оборудованием, прошли соответствующую аккредитацию, их преподаватели прошли обучение и переобучение. По сути, речь идет о тиражировании успешных практик на другие возрастные категории: выпускников колледжей и вузов, лиц, которые пострадали от коронавируса и были сокращены, находятся под риском увольнения.
Уже более 25 тыс. россиян записались на данную программу, начато их обучение, до конца года 110 тыс. человек имеют возможность пройти переобучение. За исключением 8 субъектов РФ, специальные центры созданы в 75 субъектах, но в оставшихся тоже есть отдельные аккредитованные программы, которые доступны гражданам.
Кроме того, есть большое количество программ, по которым возможно проходить переобучение дистанционно. Это касается особенно компетенций IT-блока. Это абсолютно качественные программы, которые позволяют человеку развивать себя как профессионала, быть мобильным на рынке труда.
— Будут ли у них преимущества на рынке труда после обучения?
— Программа даст ему качественные профессиональные навыки, это совершенно точно. Люди, которые прошли программы обучения по стандартам WorldSkills, стали узнаваемыми для многих работодателей, как крупных, так и мелких. То есть прошедшие переобучение получат возможность более успешно трудоустраиваться на предприятиях.
— Что вы посоветуете сегодня родителям, учителям и школьникам?
— Крайне важно соблюдать все те профилактические рекомендации, которые по своей сути просты. Очень хочется, чтобы родители внимательно относились к состоянию здоровья своего ребенка, когда отправляют из дома в школу. Нет ли у него температуры? А если есть, то вовремя обращались в медслужбы. Может быть, лучше иногда пересидеть дома, и такая возможность сегодня школами дается: в отдельных случаях ребенок по заявлениям родителей может перейти на дистанционное обучение, в то время как весь его класс учится очно.
Нужно очень бережно относиться к собственному здоровью, здоровью нас окружающих людей, соблюдать простые профилактические мероприятия. Таким образом мы сможем сохранить здоровье каждого из нас и всего нашего общества.