Борьба с COVID-19, демилитаризация съемок из космоса, системная работа с цифровым следом для выстраивания образовательной траектории и карьеры, дополненная реальность в графическом дизайне и управление экскаватором удаленно, за много тысяч километров – этот ряд столь разных видов деятельности объединяет одно: все они описывают новые компетенции WorldSkills Russia, по которым уже сегодня начинают готовить кадры для будущего.

А до этого будущего рукой подать. В финале VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) студенты Томского аграрного колледжа и Новосибирского химико-технологического колледжа показали, как будет выглядеть функционал новой компетенции «Геномная инженерия». Компетенция была представлена в выставочном формате, но уже сейчас ясно, что она станет одной из самых востребованных на следующих соревнованиях.

Мы наблюдаем высокий интерес молодых людей к этой сфере. Например, в профиле “Геномное редактирование” Олимпиады НТИ каждый год участники всё прибавляются и прибавляются, становятся всё сильнее и сильнее. Понятно, почему молодежи интересна эта сфера – это то новое в области науки и техники, что происходит каждый день, и то, чем мы каждый день интересуемся.
Мария Галямова
Менеджер компетенции «Геномная инженерия», руководитель инфраструктурного центра HealthNet Национальной технологической инициативы (НТИ), заместитель директора ГК «Медико-биологический союз»

Пандемия послужила мощным толчком для подъема фармацевтической и медицинской промышленности: большинство профильных предприятий развернули масштабное производство диагностических тестов, разработку вакцины и исследования новых лекарств. Этот процесс потребовал большого количества квалифицированных специалистов, отмечает Мария Галямова: «Отрасль на подъеме, наука на подъеме – и сейчас очень важно успеть вовремя форсировать развитие компетенции, чтобы дать индустрии столь остро необходимые кадры».

В условиях пандемии сложно переоценить своевременность появления компетенции «Геномная инженерия». Технологии редактирования генов живого существа появились довольно давно, но до сих пор эти решения стоили очень дорого и были мало кому доступны. Сейчас их стоимость снижается и уже формируется сообщество людей, которые владеют этой технологией». По его словам, сам факт появления такой компетенции говорит о том, что мы находимся в преддверии массовой востребованности технологии. «Вероятнее всего, в ближайшее время это станет массовой рабочей профессией: геномного инженера мы с вами будем называть рабочим.
Роберт Уразов
Генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

Запуском компетенции «Геномная инженерия» в линейке компетенций Ворлдскиллс предстоит восполнить дефицит отечественных специалистов отрасли в условиях пандемии. Несмотря на свою изначально научную базу, эта компетенция имеет все шансы вырастить достаточное количество востребованных современных кадров. «До сих пор геномных инженеров готовили преимущественно в классических исследовательских вузах. Но ситуация изменилась: сейчас очередь за СПО [средним профессиональным образованием], – рассказывает Мария Галямова. – Еще три года назад около 15 российских колледжей получили гранты от Министерства образования на создание образовательных программ и лабораторий по геномной инженерии. Сейчас им предстоит аккредитовать эту компетенцию для того, чтобы стать площадками по выпуску таких кадров».

Выпускникам колледжей, освоившим эту компетенцию, предстоит работать в лабораториях со стандартными для геномной инженерии методами. Компетенция требует умения выделить из микроорганизмов ДНК, провести рестрикционный анализ, амплифицировать фрагменты генома микроорганизмов и гены, которые были туда вставлены, то есть провести биоинформатический анализ для планирования экспериментов и убедиться, действительно ли произошла встройка гена.

Специалист компетенции должен разбираться в биологии и химии, делать различные расчеты и уметь работать на современном профильном оборудовании. «Сегодня человек, который освоил достаточно интересную программу, и понимает, как все эти операции связаны с текущей действительностью, может спокойно выполнять такие задачи. Школьники восьмых-девятых классов с подобными задачами прекрасно справляются», – утверждает Мария Галямова.
Мария Галямова
Менеджер компетенции «Геномная инженерия», руководитель инфраструктурного центра HealthNet Национальной технологической инициативы (НТИ), заместитель директора ГК «Медико-биологический союз»

Геномных инженеров очень ждут в лабораториях предприятий биотехнологической отрасли, биофармацевтики, а также в недавно созданных центрах геномных исследований. «В этом году было проведено больше 25 миллионов ПЦР-тестов на коронавирус, – отмечает Мария Галямова. – Это техническая процедура и она входит в круг навыков геномного инженера».

Экспертами компетенции «Геномная инженерия» выступают профильные специалисты из биотехнологических компаний – резидентов технопарка Новосибирского академгородка, а также представители научного сообщества: Институт Сибирского отделения Российской академии наук, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Институт цитологии и генетики также очень заинтересованы в том, чтобы с помощью этой компетенции обновить кадровый состав своих лабораторий. «Эта компетенция именно сейчас появилась потому, что выкристаллизовался запрос и от науки, и от индустрии, и от образования, – подчеркивает Мария Галямова, отмечая особую роль группы компаний «Медико-биологический союз», которая поддержала разработку стандартов компетенции и ее запуск в линейке Ворлдскиллс Россия.

Кроме того, компетенции геномного инженера будут востребованы в сельском хозяйстве, в производстве биопрепаратов и пищевых добавок в животноводстве. В целом можно сказать, что геномная инженерия стоит на страже безопасности – как эпидемиологической, так и продовольственной.

Роберт Уразов сравнивает динамику включения геномной инженерии в повседневную жизнь общества с историей дронов: «Мы уже привыкли к летающему дрону – здесь он геосканирование делает, там – человека ищет, да и где только сегодня дронов не используют. А ведь компетенция управления дронами появилась у нас всего несколько лет назад». Сейчас совсем немного времени надо для того, чтобы непривычное увлечение от силы ста человек в одночасье встало предметом профессиональной деятельности сотни тысяч, отмечает Роберт Уразов. «Подобного типа профессии у нас регулярно появляются, проходят определенную трансформацию и многие из них вот так выстреливают»,  говорит он.

В скором времени геномные инженеры будут востребованы не только для проведения, но и для создания быстрых диагностических тестов на целый спектр известных заболеваний – это сейчас очень актуально. Реалией повседневности в ближайшем будущем станет генный паспорт, в котором фиксируются данные о предрасположенности человека к определенным заболеваниям и его восприимчивости к той или иной группе вирусов. На основе анализа этой уникальной для каждого человека информации и прогноза возможных модификаций заболеваний для конкретного человека можно выстроить персональную систему профилактических мер и минимизировать риск заболеть.
Заместитель генерального директора, технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»
Алексей Тымчиков

В многообразии новых компетенций Ворлдскиллс Алексей Тымчиков выделяет компетенцию «Радиотехнологии 5G» – здесь нужны специалисты, которые будут развивать это направление и обеспечивать сервисное обслуживание всей технологической цепочки.

Специалисты новой компетенции «GIS-аналитика» способны разработать и построить тематическую карту в соответствии с техническим заданием, провести последующий пространственный анализ, используя современные информационные технологии, включая современные средства навигации, написание интерфейса и итоговый монтаж. «О востребованности таких специалистов и говорить не надо  это часть современной жизни, и я не знаю людей, которые сегодня не пользуются электронными картами», – замечает Алексей Тымчиков.

Российский сегмент движения WorldSkills взял курс на развитие образовательных компетенций, то есть компетенций по воспроизводству тех или иных навыков, конструированию индивидуальных профессиональных треков, конструкторов компетенций и корпоративных стандартов, объясняет Алексей Тымчиков. «Наработки и компетенции в этой области чрезвычайно востребованы, – отмечает эксперт. – Мы в постоянном режиме проводим актуализацию требований к измерению квалификации, к подготовке специалистов, к коротким программам, ориентационным схемам в профессиональном мире, к системе профпроб, начиная с самого юного возраста».

Выстроить персональную образовательную и профессиональную траекторию помогут специалисты компетенции «Образовательный data-инженер», представленной во Future Skills модификации компетенции «Data-инженер», которая теперь уже имеет в России свой образовательный стандарт: по словам руководителя дирекции сервисов «Развитие человека на данных» «Университета 20.35» Андрея Комиссарова, Минтруд в этом году ввел специальность по работе с цифровым следом.

Фактически все новые компетенции Ворлдскиллс, равно как и компетенции традиционного блока, требуют апгрейда с обязательным включением в функционал навыков работы в цифре: это обязательное условие профессионализма в любой сфере в перспективе ближайших 5–10 лет. Зачастую за старыми, привычными нам профессиями стоят новые компетенции, например управление экскаватором удаленно, за много тысяч километров.
Заместитель руководителя проекта «Атлас новых профессий»
Евгений Виноградов

Уже сейчас Ворлдскиллс Россия прорабатывает содержание основных компетенций с точки зрения их востребованности в ближайшей временной перспективе – и выясняется, что специалист будущего обрастает функционалом, который позволяет назвать его «универсальным солдатом».

Через 10–20 лет будут востребованы именно такие, гибридные кадры. Эксперты именно этой компетенции повлияли на международное сообщество и изменили техническое описание специальности в сторону навыков будущего включением 3D-моделирования и средств дополненной реальности – и сегодня от графического дизайнера требуется не только сочетать креативный подход с техническими навыками, но и владеть широким спектром современных цифровых инструментов.
Международный эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Графический дизайн».
Ольга Минаева

Новые компетенции российского движения Ворлдскиллс работают не только на потребности рынка, но и на создание футуристического образа общества. Представляя новую компетенцию «Оперативные спутниковые данные», сооснователь компании «Лоретт» Ольга Гершензон заявила:

Одна из задач развития этой компетенции – развеять миф о том, что съемкой из космоса могут заниматься только военные. Через включение нашей компетенции в линейку Ворлдскиллс мы демилитаризируем эту сферу. В своих мечтах я вижу в будущем комьюнити людей, которые у себя во дворе ведут прием данных из космоса и делятся ими. В практической плоскости такой массовый доступ к оперативным космическим данным можно организовать в работу ситуационного центра мониторинга, анализа и быстрого реагирования», – поделилась эксперт. В целом компетенции Ворлдскиллс Россия в сегменте Future Skills меняют кадровый ландшафт страны и мира, создавая вместе с модифицированными версиями основных компетенций движения новые кадры для будущего.
Сооснователь компании «Лоретт»
Ольга Гершензон

О проекте “Билет в будущее”

Фестивали стали одним их форматов практических мероприятий проекта «Билет в будущее», инициированного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале 2018 года. Оператором проекта является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ.

Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

В 2018 году в пилотном запуске приняли участие более 100 тыс. школьников из 41 региона страны. В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия. В прошлом году:

  • весь цикл проекта (в 3 этапа) завершили более 280 тыс. российских подростков;
  • процесс тестирования полностью прошли более 500 тыс. подростков;
  • к концу 2019 года на платформе «Билета в будущее» зарегистрировались 1,2 млн пользователей.

В 2020 году в мероприятиях проекта участвуют 79 регионов из 8 федеральных округов. В этом году «Билет в будущее» вводит ряд новаций: зарегистрироваться и создать личные кабинеты на платформе смогут не только подростки, но и их родители, для которых проект подготовил отдельные программы обучения в формате онлайн-курсов. Часть практических мероприятий пройдет в онлайн-формате.

Посети сайт проекта :quot:Билет в Будущее:quot:

Тысячи твоих друзей уже здесь