А до этого будущего рукой подать. В финале VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) студенты Томского аграрного колледжа и Новосибирского химико-технологического колледжа показали, как будет выглядеть функционал новой компетенции «Геномная инженерия». Компетенция была представлена в выставочном формате, но уже сейчас ясно, что она станет одной из самых востребованных на следующих соревнованиях.
Пандемия послужила мощным толчком для подъема фармацевтической и медицинской промышленности: большинство профильных предприятий развернули масштабное производство диагностических тестов, разработку вакцины и исследования новых лекарств. Этот процесс потребовал большого количества квалифицированных специалистов, отмечает Мария Галямова: «Отрасль на подъеме, наука на подъеме – и сейчас очень важно успеть вовремя форсировать развитие компетенции, чтобы дать индустрии столь остро необходимые кадры».
Запуском компетенции «Геномная инженерия» в линейке компетенций Ворлдскиллс предстоит восполнить дефицит отечественных специалистов отрасли в условиях пандемии. Несмотря на свою изначально научную базу, эта компетенция имеет все шансы вырастить достаточное количество востребованных современных кадров. «До сих пор геномных инженеров готовили преимущественно в классических исследовательских вузах. Но ситуация изменилась: сейчас очередь за СПО [средним профессиональным образованием], – рассказывает Мария Галямова. – Еще три года назад около 15 российских колледжей получили гранты от Министерства образования на создание образовательных программ и лабораторий по геномной инженерии. Сейчас им предстоит аккредитовать эту компетенцию для того, чтобы стать площадками по выпуску таких кадров».
Выпускникам колледжей, освоившим эту компетенцию, предстоит работать в лабораториях со стандартными для геномной инженерии методами. Компетенция требует умения выделить из микроорганизмов ДНК, провести рестрикционный анализ, амплифицировать фрагменты генома микроорганизмов и гены, которые были туда вставлены, то есть провести биоинформатический анализ для планирования экспериментов и убедиться, действительно ли произошла встройка гена.
Геномных инженеров очень ждут в лабораториях предприятий биотехнологической отрасли, биофармацевтики, а также в недавно созданных центрах геномных исследований. «В этом году было проведено больше 25 миллионов ПЦР-тестов на коронавирус, – отмечает Мария Галямова. – Это техническая процедура и она входит в круг навыков геномного инженера».
Экспертами компетенции «Геномная инженерия» выступают профильные специалисты из биотехнологических компаний – резидентов технопарка Новосибирского академгородка, а также представители научного сообщества: Институт Сибирского отделения Российской академии наук, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, Институт цитологии и генетики также очень заинтересованы в том, чтобы с помощью этой компетенции обновить кадровый состав своих лабораторий. «Эта компетенция именно сейчас появилась потому, что выкристаллизовался запрос и от науки, и от индустрии, и от образования, – подчеркивает Мария Галямова, отмечая особую роль группы компаний «Медико-биологический союз», которая поддержала разработку стандартов компетенции и ее запуск в линейке Ворлдскиллс Россия.
Кроме того, компетенции геномного инженера будут востребованы в сельском хозяйстве, в производстве биопрепаратов и пищевых добавок в животноводстве. В целом можно сказать, что геномная инженерия стоит на страже безопасности – как эпидемиологической, так и продовольственной. Роберт Уразов сравнивает динамику включения геномной инженерии в повседневную жизнь общества с историей дронов: «Мы уже привыкли к летающему дрону – здесь он геосканирование делает, там – человека ищет, да и где только сегодня дронов не используют. А ведь компетенция управления дронами появилась у нас всего несколько лет назад». Сейчас совсем немного времени надо для того, чтобы непривычное увлечение от силы ста человек в одночасье встало предметом профессиональной деятельности сотни тысяч, отмечает Роберт Уразов. «Подобного типа профессии у нас регулярно появляются, проходят определенную трансформацию и многие из них вот так выстреливают», говорит он.
Специалисты новой компетенции «GIS-аналитика» способны разработать и построить тематическую карту в соответствии с техническим заданием, провести последующий пространственный анализ, используя современные информационные технологии, включая современные средства навигации, написание интерфейса и итоговый монтаж. «О востребованности таких специалистов и говорить не надо это часть современной жизни, и я не знаю людей, которые сегодня не пользуются электронными картами», – замечает Алексей Тымчиков. Российский сегмент движения WorldSkills взял курс на развитие образовательных компетенций, то есть компетенций по воспроизводству тех или иных навыков, конструированию индивидуальных профессиональных треков, конструкторов компетенций и корпоративных стандартов, объясняет Алексей Тымчиков. «Наработки и компетенции в этой области чрезвычайно востребованы, – отмечает эксперт. – Мы в постоянном режиме проводим актуализацию требований к измерению квалификации, к подготовке специалистов, к коротким программам, ориентационным схемам в профессиональном мире, к системе профпроб, начиная с самого юного возраста».
Выстроить персональную образовательную и профессиональную траекторию помогут специалисты компетенции «Образовательный data-инженер», представленной во Future Skills модификации компетенции «Data-инженер», которая теперь уже имеет в России свой образовательный стандарт: по словам руководителя дирекции сервисов «Развитие человека на данных» «Университета 20.35» Андрея Комиссарова, Минтруд в этом году ввел специальность по работе с цифровым следом.
Новые компетенции российского движения Ворлдскиллс работают не только на потребности рынка, но и на создание футуристического образа общества. Представляя новую компетенцию «Оперативные спутниковые данные», сооснователь компании «Лоретт» Ольга Гершензон заявила:
Фестивали стали одним их форматов практических мероприятий проекта «Билет в будущее», инициированного президентом Российской Федерации Владимиром Путиным во время встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» в феврале 2018 года. Оператором проекта является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения РФ.
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». В 2018 году в пилотном запуске приняли участие более 100 тыс. школьников из 41 региона страны. В 2019 году к проекту подключились уже 63 субъекта; 36 из них стали победителями конкурсного отбора и получили доступ к широкой линейке практикумов проекта. Не прошедшие отбор 27 регионов воспользовались возможностями проекта в тестовом режиме с правом организовать на своей территории регистрацию участников на платформе «Билет в будущее» для профориентационного тестирования и провести практические мероприятия. В прошлом году: В 2020 году в мероприятиях проекта участвуют 79 регионов из 8 федеральных округов. В этом году «Билет в будущее» вводит ряд новаций: зарегистрироваться и создать личные кабинеты на платформе смогут не только подростки, но и их родители, для которых проект подготовил отдельные программы обучения в формате онлайн-курсов. Часть практических мероприятий пройдет в онлайн-формате.
Борьба с COVID-19, демилитаризация съемок из космоса, системная работа с цифровым следом для выстраивания образовательной траектории и карьеры, дополненная реальность в графическом дизайне и управление экскаватором удаленно, за много тысяч километров – этот ряд столь разных видов деятельности объединяет одно: все они описывают новые компетенции WorldSkills Russia, по которым уже сегодня начинают готовить кадры для будущего.
В многообразии новых компетенций Ворлдскиллс Алексей Тымчиков выделяет компетенцию «Радиотехнологии 5G» – здесь нужны специалисты, которые будут развивать это направление и обеспечивать сервисное обслуживание всей технологической цепочки.
Уже сейчас Ворлдскиллс Россия прорабатывает содержание основных компетенций с точки зрения их востребованности в ближайшей временной перспективе – и выясняется, что специалист будущего обрастает функционалом, который позволяет назвать его «универсальным солдатом».
О проекте “Билет в будущее”