Евгений Ямбург: «Самое страшное в образовании – это шаблоны»


Героем первого в этом году заседания экспертного клуба  «Норма и деятельность» стал Заслуженный учитель РФ, академик РАО, автор книг «Педагогический декамерон», «Беспощадный учитель», «Искусство просвещать», директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. Этой школой он руководит уже более 40 лет.

С 2013 года по инициативе Евгения Ямбурга реализуется проект «Учим.Знаем». Его идея и цель – создание современной образовательной среды и подготовка команд педагогов для работы в стационарах, где проходят длительное лечение тяжело больные дети. В проекте принимают участие около 50 школ на базе больниц в российских регионах.

Свое выступление Евгений Александрович начал с демонстрации мультфильма Гарри Бардина «Болеро», суть которого – в отрицании шаблонов. Краткое содержание можно описать так: некая машина производит одинаковых людей, которые шагают строем, не смея выйти за пределы огороженной территории, но из дружно марширующих рядов неожиданно на волю вырывается дерзкая пара – мужчина и женщина. Они наслаждаются свободой, бегают по лужайке, срывают цветы, остальные перестают маршировать и с завистью наблюдают за ними. Однако очень скоро их свободе приходит конец, их заковывают в наручники и возвращают в общий строй, а для предупреждения подобных случаев бегства устанавливают забор с решетками. И все-таки отчаянной паре удается вырваться на волю: в финале поучительного мультфильма они, взявшись за руки, как герои с известного полотна Марка Шагала, улетают в небо и обретают свободу…

Этот мультфильм задал главную тему обсуждения – шаблонизация образования, регламентация педагогической деятельности, диктатура показателей и как противопоставление им – творческие, индивидуальные подходы, ломающие стереотипы. «В такой разнообразной стране подходы к преподаванию одного и того же предмета не могут быть одинаковыми. Например, о завоевании Иваном Грозным Казани нужно по-разному рассказывать в Казани и в Москве. Все это требует гибкости и диалога, умения слышать оппонента, уважать другую точку зрения. Вот что нам сегодня нужно как никогда», – убежден Евгений Ямбург.

«Нам все время пытаются задать образ ученика, с помощью стандартов, программ загнать ребенка в некое прокрустово ложе. Но мир сегодня настолько разнообразен, что заданный заранее образ мешает ребенку развиваться по собственному пути. В то же время есть дидактика воспитания и нормы, которые ребенок должен освоить», – отметила член-корреспондент РАО, руководитель проекта «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания» Наталья Селиванова.

Евгений Ямбург подчеркнул, что он не противопоставляет нормы и вариативность подходов. По его мнению, «дети должны понимать, что есть правила, которые нельзя нарушать никогда и ни при каких обстоятельствах».

Однако задачи воспитателя в условиях XXI века сложнее установленных норм.

«С одной стороны, мы должны воспитать человека, обладающего современными компетенциями (финансовая грамотность, английский, водительские права), с другой стороны, умелая, мобильная сволочь еще опаснее, чем необученная», – констатировал Евгений Ямбург.

Кто-то из участников дискуссии задал ему вопрос: «По-прежнему ли “совесть, благородство и достоинство” являются главными ориентирами в воспитании?»

Ямбург ответил на этот вопрос положительно, ведь эти ценности никогда не устареют, но жизнь не стоит на месте и предъявляет все новые требования.

По его мнению, в воспитании не должно быть запретных тем, и пуританство здесь неуместно.

Как писал великий Януш Корчак, «школа стоит не на Луне», поэтому с детьми надо вести откровенный разговор обо всех проблемах, не исключая тему смерти.

Школа Ямбурга тоже «стоит не на Луне», в ней учатся разные дети, в том числе склонные к суициду.

Евгений Александрович рассказал об одном случае, который произошел в его школе: девочка совершила попытку покончить с собой из-за несчастной любви.

В качестве лекарства известный педагог предложил ей попробовать свои силы в качестве волонтера в одной из онкобольниц, где лечатся дети с тяжелыми заболеваниями.

И после общения с детьми, которые борются за жизнь и во время сеансов химии сдают экзамены по нескольким школьным предметам, собственная проблема показалась ей совершенно пустяковой.

Важно то, что Евгений Ямбург никогда не навязывает свою волю и авторитетное мнение ни педагогическому коллективу, ни детям, и все события, происходящие в школе, обсуждаются вместе с детьми, их инициативы и предложения всегда принимаются во внимание, несмотря на их порой экстравагантность.

Так, большим успехом пользовался проект «Пироги моей бабушки», участвуя в котором, ученики приносили в школу кулинарные творения своих мам и бабушек, а заодно рассказывали о национальных традициях своей семьи.

Необычно отпраздновали в прошлом году и юбилей школы, на котором вместо скучных речей и официальных церемоний дети устроили карнавал, переодевшись в героев пушкинских произведений, и читали стихи поэта, в том числе и те, которые не изучаются в школьной программе.

На идеях индивидуализации и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию основан профессиональный стандарт, над созданием которого трудится Евгений Ямбург, начиная с 2013 года.

Конечно, в разговоре с Евгением Ямбургом участники клуба не могли обойти вниманием одну из самых злободневных тем – дистанционное обучение.

«Учителям было трудно – они создавали в считанные часы контент, еще и в нескольких классах. Конечно, сутками люди работали», – отметил он и даже вспомнил эпизод, когда муж одной учительницы пожаловался ему, что он разрушает семью, поскольку его жена работает днем и ночью.

Изменилась и роль родителей. Если раньше они были простыми контролерами, которые время от времени проверяли успеваемость своих детей, то во время дистанционного обучения им пришлось погрузиться в содержание образования: ведь уроки проходили буквально у них на глазах.

Одновременно с детьми надо было воспитывать и их родителей.

Если же говорить серьезно, то, по мнению Евгения Ямбурга, многие излишне драматизировали ситуацию с дистантом: по опыту своей школы он убедился в том, что качество знаний не снизилось, и дети даже лучше сдавали экзамены, чем до пандемии. Он объясняет это тем, что ученики с расстройством аутистического спектра и просто интроверты, которые раньше стеснялись отвечать в больших классах, в чате с учителем проявляли небывалую активность. Помогло и применение методики формирующего оценивания, при которой практиковался самоконтроль детей по заданным критериям.

В то же время, по собственному признанию Евгения Ямбурга, он не является фанатом дистанционного обучения, его идеал – это разумное сочетание очных и онлайн-занятий.

В каких-то случаях без живого общения с учителем невозможно обойтись, в каких-то ситуациях (рутинные процедуры, тренинг определенных навыков) больше подходит дистант.

«Эти два формата обучения, как два плеча коромысла, уравновешивают друг друга», – считает он.

Источник