— Он никуда не может пробиться, не может заявить о своих исследованиях. Раньше Академия педагогических наук задавала научные перспективы, потом шла апробация, затем министерство принимало решение о внедрении. Это была неразделимая триада. Сейчас этого нет, все работают сами по себе.
Именно поэтому мы пытаемся методически собрать воедино региональные центры, работающие в области наук об образовании, и понять, что же у нас происходит на местах. Работа идет, просто пока нет координации этой деятельности.
— Начало 2000-х годов: острый дефицит педагогов, напряженное введение ЕГЭ, низкие зарплаты учителей… Что сейчас Вам кажется самым сложным? Как решать эти проблемы?
— Сегодня, пусть не в таком масштабе, как в “нулевых”, сохраняется проблема нехватки школьных педагогов. По прогнозам, к 2029 году учителей моложе 30 лет будет не более шести процентов. Уйдет из школы старшее поколение. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога — выпускника вуза в школу.
Бытует мнение, что, если молодой учитель проработал в школе три года, он, как правило, в ней и останется. Однако последние исследования показывают, что из 100 процентов поступивших на педагогические направления подготовки, до школ реально дойдет и останется в них не более 30 процентов.
Следует отметить, и это радует, что сейчас постепенно восстанавливаются педагогические классы. Они всегда были в истории нашей страны. Мы вновь возрождаем бережное отношение к учительским династиям. В некоторых регионах, в частности в Смоленской области, есть династии, где суммарно в одной семье учительский стаж составляет 700 лет.
— Будущий учитель: что он знает и умеет?
— Во-первых, мы должны готовить сильных предметников. Это не обсуждается.
Во-вторых, педагогу нужна качественная методическая подготовка. Одно дело — знать предмет, другое — уметь эти знания передавать, работая с разными возрастными группами детей. Здесь принято говорить о новых цифровых компетенциях учителей. Мы прекрасно понимаем, что ни одна технология не возымеет результата, если ею не владеют педагоги. В то же время ни одна технология не заменит живого общения с учителем.
В-третьих, очень важно, чтобы будущий учитель имел крепкую психолого-педагогическую подготовку. Умел работать и с детьми, и с родителями в разных условиях, в том числе инклюзивных.
Пожалуй, еще один важный момент — возвращение к практике. Был период, когда про практику просто забыли, и молодые учителя боялись входить в класс, подходить к детям. В этой связи отрадно, что в период пандемии по поручению президента законодательно закреплено право студентов старших курсов преподавать в школах. Хорошая практика из советских времен, когда после третьего курса мы получали справку о незаконченном высшем образовании и имели право идти и учить детей. Я, кстати, так и делала.
В 2022 году РАО запускает масштабное исследование “Портрет современного студента — будущего педагога”, чтобы понять мотивацию молодых людей, их ожидания от профессии, готовность войти в класс и преподавать.
— А какие сейчас самые частые претензии к педагогам?
— Домашнее задание. Давайте зададимся вопросом: объем передаваемых учителем знаний почти не изменился. Так почему же тогда домашнее задание приходится делать с утра до ночи? Почему над уроками сидит вся семья? Вечера, выходные… Вместо того, чтобы заниматься дополнительным образованием, творчеством, музыкой, родители и дети упорно делают уроки.
Здесь опять уместно вспомнить педагогическую антропологию Ушинского. Мы очень увлеклись оценкой знаний, а нам всем нужно остановиться и подумать: кого мы учим, кого воспитываем, для кого мы это делаем, какой результат хотим получить…
— Так, а почему же все-таки дети так долго и мучительно делают уроки?
— Ответ простой: они теряют навык функционального чтения. Ребенок читает, но не понимает текста, не может тезисно изложить суть. Сейчас очень сократилось родительское чтение, а без этого невозможно развивать ребенка. Если дошкольник часами сидит, созерцая то, что происходит на экране, а вы с ним не разговариваете, то никакого развития у него не происходит. Только вербальное общение, ответы на вопросы, родительское чтение дает движение вперед.
Исследования ученых РАО показывают: в среднем экранное время малыша в возрасте 2-4 лет составляет около 2,5 часов в день. Для детей 5-8 лет — более 3 часов. Это нарушение всех санитарных норм. А потом этот ребенок приходит в школу и боится разговаривать. Для него стресс, если учитель его вызывает, ему же нужно что-то ответить.
— 17-18 марта в РАО пройдет Всероссийский форум “Педагогическое образование в российском классическом университете”. Сколько классических вузов готовят педагогов?
— Сегодня в России программы подготовки педагогов реализуют более 200 вузов (из них, 33 — Минпросвещения, 107 — Минобрнауки, 34 — других федеральных органов исполнительной власти, 17 — субъектов РФ и муниципалитетов, 36 — негосударственных вузов). Еще будущих учителей готовят более 400 организаций среднего профессионального образования, колледжей. По основным образовательным программам “Образование и педагогические науки” в стране обучается более 600 тысяч студентов. Много это или мало? Мало. Нам не хватает педагогов начальных классов, иностранных языков, математики, не хватает учителей в сельских школах.
“Классическая” университетская база может помочь в подготовке этих людей. В каждом университете есть мощный естественно-научный профиль, гуманитарные направления, другие факультеты. Именно классический университет способен стать центром теоретического и практического обновления педагогического образования.
Сейчас можно двигаться по такому пути: допустим, я закончил физфак. По какой-то причине я не хочу заниматься наукой, а хочу стать педагогом. Я поступаю в педагогическую магистратуру (они есть во многих университетах), и уже через два года могу работать хорошим предметником — у меня есть и базовые знания, и педагогическая подготовка.
На этот форум Академия пригласила ведущих российских и зарубежных экспертов, ученых, которые как раз и будут обсуждать наболевшие проблемы педагогического образования, его роль и место именно в структуре классического университета. Ведь все прекрасно понимают, что от качества подготовки будущих учителей, от смыслов и ценностей, которые в них заложил университет, по сути, зависит будущее нашей школы.
— Почему при этом педагогические вузы стремятся выйти за рамки своего профиля, выпуская специалистов не только “под школу”?
— Эта тенденция не только у нас в стране. В Китае, например, есть университеты, которые готовят специалистов не только для школы, а в целом — для работы с людьми: это и будущие специалисты разных гуманитарных сфер, филологи, журналисты, частично даже те, кто будет работать в здравоохранении, продвигать практики здорового образа жизни.
В этом нет ничего плохого. Но прежде, чем готовить специалистов для широкой социально-гуманитарной сферы, было бы славно, если бы мы для начала подготовили хороших педагогов для школы.
— Не могу не задать вопрос о дистанционном обучении. По сути, за два года пандемии в педагогике произошел настоящий цифровой переворот. На ваш взгляд, дистант — больше благо или зло?
— Удаленка — больная тема для всех. Несмотря ни на что, система образования выстояла в условиях пандемии, потому что имеет мощную базу и традиции. Все проявили мобильность: и дети, привыкшие жить в мире гаджетов, и большинство педагогов, сумевших адаптировать свою работу в цифровой среде.
Нескончаемая пандемия. Дети болеют, могут заразить взрослых и пожилых. По второму кругу начинают болеть учителя. Понятно, что дистант — вынужденная мера. Рано или поздно эпидемия пройдет, но технология останется, и ее можно будет использовать в том или ином виде, но во благо обучения. Исследования РАО показывают, что 40 процентов учителей хотят в дальнейшем точечно применять новые цифровые технологии, которые освоили во время пандемии.
Например, возьмем северные районы, где зимой температура опускается настолько, что дети не могут пойти в школу. В любом классе может быть введен карантин по гриппу или ОРВИ. Во всех этих ситуациях дистант может стать подспорьем.
Вместе с тем мы все прекрасно понимаем, что это ненормальная ситуация. Для большинства школьников удаленка, как основная форма получения образования, невозможна. Все восстановится, я в это верю.