На сегодняшний день терминология «трудовое воспитание» в российском законодательстве отсутствует и законом запрещено привлекать несовершеннолетних к труду, который не предусмотрен учебной программой, если на это не получено согласие родителей. Призывы вернуть в нашу образование возможность школьнику самому убрать свой класс давно звучат от политиков самого разного уровня. При этом, согласно действующему закону, школьник может участвовать в мероприятиях, которые не обозначены учебным планом исключительно по своему желанию.

Решение парламентариев вновь вернуться к вопросу трудового воспитания было принято 16 ноября 2022 года по предложению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина и продиктовано большим количеством обращений. Выступая на пленарном заседании, руководитель парламента сказал, что и учителя, и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы.

“…Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом понадобится решать в жизни. Будет другое отношение к труду, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков и ко многому другому. А так —мы воспитываем потребителей… Дом и семью никто не заменит, но школа должна восполнять пробелы. Наверное, не будет никто возражать, если мы с вами возьмем и примем нормы, имеющие отношение к трудовому воспитанию и участию ребенка хотя бы в каких-то минимальных вопросах, связанных с трудом в школе” – предложил Вячеслав Володин.

В рамках этой большой работы, на днях в Госдуме состоялся круглый стол на тему “Трудовое воспитание в школе”, на котором прозвучали разные точки зрения.

Председатель Комитета ГД по просвещению Ольга Казакова в своем приветственном слове сказала: “…Многие понимают, что трудовые навыки необходимы, ведь без них о гармонично развитой личности речи быть не может. Человек стал человеком благодаря труду. Какие бы технологии ни появлялись, борщ сам не приготовится…”. “Представители старшего поколения с благодарностью вспоминают свои школьные годы – тогда было дежурство в классе, трудовые смены, субботники. И никому в голову не приходило, что государство использует детский труд, эксплуатируя школьников” – напомнила Ольга Казакова. Во многих школах России и сейчас прививают ребятам трудовые навыки. Но не редкость, когда жесткая законодательная формулировка – “привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, ЗАПРЕЩАЕТСЯ” – останавливает педагогов. Вместо этого руководитель комитета предложила прописать в документе – “РАЗРЕШАЕТСЯ с согласия совершеннолетних обучающихся или согласия родителей…”. Также депутат отметила, что привлекать к труду необходимо с учетом особенностей здоровья. И если, например, намечается пыльная работа во время субботника, то некоторые дети с противопоказаниями по здоровью ее выполнять не должны.

Источник