Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты всероссийского интернет-опроса студентов 1-3 курсов о Едином государственном экзамене (ЕГЭ), проведенного совместно с Российским союзом молодежи.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) служит одновременно и выпускным экзаменом из школы, и вступительным в вуз уже 15 лет. Как показал опрос студентов 1-3 курсов российских вузов, недавние выпускники школ воспринимают ЕГЭ прежде всего как вступительный экзамен в вуз, имеющий неоспоримые преимущества: большой выбор вузов (11%), понятная процедура подготовки (14%), объективность оценивания (8%), снижение экзаменационной нагрузки и равные условия для поступления (по 7%). В совокупности это дает возможность и заранее выбрать вуз/вузы, и подготовиться к нужным экзаменам, а значит, поступить туда, куда хочется. Это подтверждают и данные исследования: результаты ЕГЭ позволили 65% недавним выпускниками поступить именно в тот вуз, где они изначально хотели учиться, 21% —  в запасной вариант, а 9% — в вынужденный. 

Большая часть самих выпускников согласны, что ЕГЭ справляется со своей главной задачей – обеспечением абитуриентам из разных регионов России равных возможностей поступления в любые высшие учебные заведения страны (59%). Это мнение чаще разделяют обучающиеся в сфере математических, естественных и технических наук (по 62%) и те, кто обучается в «желаемом» вузе (куда хотелось поступить) – 64%.

Треть опрошенных придерживаются обратной точки зрения: они сомневаются, что ЕГЭ предоставляет равные возможности, в том числе для выпускников из удаленных регионов, поступить в престижные и/или столичные вузы (36%). Эта позиция ближе студентам, обучающимся на коммерческой основе (41%), а также студентам, изучающим общественные и гуманитарные науки (39%).

Примечательно, что среди тех студентов, кто переехал учиться в другой регион, и тех, кто остался учиться в вузе в том же регионе, где обучался в школе, существенной разницы во взглядах по этому вопросу нет (считают, что ЕГЭ обеспечивает равные возможности для поступления, 61% и 58% соответственно).

Одна из целей ЕГЭ — предоставление абитуриентам возможности участвовать в нескольких вступительных конкурсах одновременно, это могут быть как разные специальности одного вуза, так и разные вузы. Очевидно, что такие возможности влияют на образовательную мобильность выпускников школ. Опрос показал, что более четверти опрошенных (28%) обучаются в вузе не в том регионе, где закончили школу, из них 92% указали причиной смены региона – поступление в вуз. Обучающиеся на бюджетной основе в полтора раза чаще получают образование в другом регионе, чем «коммерческие» студенты (31% vs. 21%).

Возможность подачи документов сразу в несколько вузов, которую предоставляет ЕГЭ, также активно используется выпускниками: только четверть выпускников подают документы в один вуз (24%), остальные —  в два и более (73%), в том числе 20% — сразу в пять вузов.  

Источник