Химическое образование как основа экологического мышления школьников


Более 400 учителей, методистов и директоров школ из 56 регионов России по приглашению Российской академии образования собрались на Всероссийском съезде учителей химии. Впервые столь массово с привлечением педагогов со всей страны было организовано обсуждение содержания химического образования в школе, его настоящее и будущее.

«Вопрос экологической безопасности – это вопрос будущего планеты и всех её жителей, но в основе экологического образования лежат системные химические знания.  Независимо от того, какую профессию выберет выпускник школы, важно, чтобы естественно-научная картина мира и понимание химических процессов хотя бы на базовом уровне была сформирована», – с такими словами обратилась к участникам съезда Депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы РФ Ирина Мануйлова. Она добавила, что съезд ставит перед собой задачу привлечь к обсуждению содержания химического образования учителей-практиков, представителей профессионального сообщества, поэтому в его работе приняли активное участие представители Ассоциации учителей химии.

В течение ближайших пяти лет будет разработана концепция химического образования, что повлечет за собой разработку нового содержания, а вследствие этого и новых учебников и учебных пособий.

По мнению ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Семенова, так как экологии сегодня нет в школе как отдельного предмета, она должна стать важной частью химического образования, чтобы реализовать принцип экологической безопасности – «не навреди».

По мнению заслуженного учителя России, автора новых учебников издательства «Просвещение» по химии Олега Габриеляна, одним из важных условий современного химического образовательного процесса должен стать химический эксперимент, который обеспечивает обучение на основе выполнения проектов. «Введение в 2014 году химического эксперимента как составной части контрольно-измерительных материалов к государственной итоговой аттестации (ГИА) по химии диктует необходимость подготовки девятиклассников к этому важнейшему испытанию», – подчеркнул Олег Габриелян.

Участники съезда приняли резолюцию, отметив, что химия играет важную роль в формировании научного мировоззрения, химической и экологической культуры школьников, культуры производства и потребления продуктов современной химии и химических производств, а химическая грамотность населения – необходимое условие технологического и социального прогресса государства.

С каждым годом съезд учителей химии привлекает все большее количество участников, что свидетельствует о высоком интересе педагогического сообщества к обмену опытом, совместному обсуждению актуальных проблем и выработке решений, которые можно было бы применить уже в новом учебном году.