На форуме «Открытые инновации» рассказали, как «Сколково» ищет стартапы и встраивает их решения в работу корпораций


В рамках форума «Открытые инновации» состоялась дискуссия «Быть первым. Как правильно внедрять инновации», участники которой — представители крупных компаний и институтов развития — обсудили, как крупным корпорациям работать со стартапами.

Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково» Кирилл Каем рассказал об опыте Фонда по поиску ранних проектов. Их основным источником является научная школа — около 70% проектов приходят в «Сколково» из научных учреждений. Второй по емкости источник — это спин-оффы крупных корпоративных или исследовательских институтов, а также департаментов разработки. Зачастую инновация возникает как побочный продукт, который может быть интересен рынку, но не интересен основному заказчику, пояснил спикер «Сколково».

Опытом РЖД по поиску инновационных решений поделился начальник центра инновационного развития Олег Николаев. Важно правильно сформировать задачу, определить технические условия и критерии, по которым будет происходить поиск, отметил спикер. РЖД, в частности, сотрудничает с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и в прошлом году нашла для себя на этой площадке более 20 команд.

Отдельное внимание участники уделили вопросам пилотирования проектов. По словам Кирилла Каема, встраивание пилотов в живую систему компаний зачастую является очень серьезной проблемой. Однако большие корпорации постепенно начинают выстраивать свои площадки для пилотирования — открывают «пилотное окно» по взаимодействию со стартапами в виде акселератора или центра инноваций, отметил директор департамента стратегического развития и инвестиций МТС Дмитрий Курин. Но если корпорация не готова пропустить «пилот через свою песочницу», то решение будет спотыкаться, добавил спикер.

Заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы Анна Чунина рассказала, что стартапы подбираются под запросы партнеров. Но у агентства также есть постоянная открытая платформа инновационных решений, где представлено более 6000 российских инноваций, и программа пилотного тестирования, которая реализуется и на городских площадках, и с корпоративными партнерами.

Сложности выбора конкретных технологий, которые представляют сразу несколько сильных стартапов, также оказались в фокусе внимания участников сессии. По словам Олега Николаева, выбор всегда сделать проще, когда есть четкие критерии. Для РЖД важно, чтобы продукт соответствовал техническому заданию и перечню требований. «Мы понимаем, что продукт наиболее интересен, если по срокам внедрения и отдачи будет быстрее конкурента. Также важны экономическая эффективность продукта и наличие уже зарегистрированных прав на интеллектуальную собственность, и, конечно, уровень готовности самой технологии», — добавил выступающий.

Для «Сколково» интересна любая хорошая технология, если она подтверждает научную состоятельность и востребованность рынком, подчеркнул Кирилл Каем«Мы даем шанс всем, а вырастет тот, кто умеет работать», — сказал он. Что же касается сложного выбора, который бывает не просто сделать конкретной компании-заказчику, то здесь вице-президент Фонда поделился проверенным рецептом: если стартап делает продукт или элемент общего технологического процесса корпорации, который позволит получить уникальное конкурентное преимущество, надо покупать, чтобы развивать внутри, или попросту выкупать с рынка, чтобы решение не досталось конкурентам.

Форум «Открытые инновации» проводится с 2012 года и является одной из самых влиятельных дискуссионных площадок, посвященных инновационному развитию. Организатор — Фонд «Сколково», соорганизатор — Правительство Москвы. Мероприятие проводится при поддержке ВЭБ.РФ. Генеральные партнеры форума: ПАО «Сбербанк», Госкорпорация «Росатом», ПАО «Ростелеком» и ОАО «РЖД». Пресс-центр форума — коммуникационная группа АГТ.

Открытые инновации