Три тренда сотрудничества балканских русистов


Развитие коммуникационной инфраструктуры, регулярность и практическая направленность встреч, цифровые технологии обучения – три тренда сотрудничества, которые были озвучены балканскими преподавателями-участниками Международного практикума «Компетенции профессионального развития в образовании», проходившего 21-25 октября 2019 года в Республике Сербия (г. Нови-Сад, г. Ниш) по инициативе и при поддержке Россотрудничества.

Русисты Балканских стран заинтересованы в обмене практическим опытом.

«Мы получили колоссальный опыт в общении с нашими балканскими русистами, и что самое главное – это практика, которая понадобится в дальнейшей работе. В Сербии такие встречи крайне редки, и нам нужно продолжение такого общения», – отметила Олгица Филиппович, преподаватель Основной школы имени Святого Саввы и гимназии имени Йосифа Панчича города Байина Башта (Республика Сербия).

«Сегодня русский язык нелегко сохранить в школах, поэтому идеи и методики использования информационных технологий на уроках русского языка будут играть большую роль в нашей работе. Нам нужно идти «в ногу» с нашими ученикам, чтобы они хотели изучать русский язык», – подчеркнула Ирина Убович, преподаватель русского языка Зренянинской гимназии (Республика Сербия).

Балканские русисты выступили за проведение регулярного педагогического форума.

«Форум балканских русистов – хорошая возможность делиться научными и методическими достижениями», – сказала Елена Стоянова, заведующая кафедрой русского языка Шуменского университета имени епископа Константина Преславского. «Такой форум должен проводиться на регулярной основе, и каждый раз в одной из Балканских стран», – поддержала коллегу Антония Пенчева, преподаватель русского языка как иностранного Университета национальной и мировой экономики города Софии (Республика Болгария). «Мы представляем славянские группы, что делает обмен практическим опытом особенно полезным», – отметила Елена Обухова, преподаватель русского языка Русского центра в Скопье – филиала в Охриде (Республика Северная Македония).

Активизация сотрудничества – один из ключевых интересов балканских русистов.

«Участники практикума озвучили ряд предложений по совместной работе, которые могли бы подхватить коллеги из Балканских стран, и с этой целью мы выступаем с инициативой формирования балканского оргкомитета, который стал бы коммуникационной платформой обмена опытом русистов на Балканах», – отметила Ирина Бугаева, заведующая кафедрой связей с общественностью и речевой коммуникации РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (Российская Федерация). «Мы готовы подключиться, и было бы хорошо, чтобы участвовали не только университетские преподаватели, но и педагоги различных форм обучения», – добавила Антония Пенчева.

Международный практикум «Компетенции профессионального развития в образовании» – это цикл мероприятий, ориентированных на актуальные потребности преподавателей русского языка за рубежом. Их основа – опыт и практические решения по совершенствованию педагогических компетенций, презентация методик, знакомство с новыми технологиями, доступ к ассортименту учебной литературы, формирование совместных инициатив для активизации сотрудничества.

21-23 октября практикум проходил в Гимназии имени Й.Й. Змая в городе Нови-Сад Республики Сербия. Программу мероприятий составили Педагогическая мастерская «Как раскрыть учащимся потенциал русской словесности. Практические решения», показательные уроки с использованием ИКТ «Учимся играя! Игровые приемы: инструменты “в один клик”» и «Цифровая лингводидактика: чему и как учить поколение, живущее в сети?», лекции «Цифровые технологии в изучении и преподавании РКИ (на примере изданий Центра «Златоуст»)», мастер-класс при участии гимназистов «Пойми меня».

24 октября мероприятия практикума продолжились на философском факультете Университета г. Ниша. В составе мероприятий лекции «Самостоятельная подготовка современных учебных материалов к уроку: что нужно для этого знать и где этому научиться» и «Современная учебная литература для изучающих русский язык за рубежом “Время для встреч” Уровень В1-В2, С1», показательные уроки с использованием ИКТ «Учебный интернет-ресурс как продукт познавательной деятельности тандема «педагог+ученики» и «Русский язык в цифровом пространстве – все самое интересное только начинается», интерактивный мастер-класс с участием студентов «Лингвотеатральные приемы формирования коммуникативных компетенций».

В международном практикуме приняли участие преподаватели различных форм обучения Республики Сербия, Республики Северная Македония, Республики Болгария, Черногории и Российской Федерации, учащиеся (студенты и гимназисты), соотечественники за рубежом, работники библиотек, представители СМИ, заинтересованные иностранные граждане (всего 163 участника).