Учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево (Московская область) Дмитрий Лутовинов стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2022».

Учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы № 16 городского округа Орехово-Зуево (Московская область) Дмитрий Лутовинов стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2022».

Ему 32 года, он женат, воспитывает прекрасную трехлетнюю дочь Эмилию. Свою победу на конкурсе он посвятил бабушке, которая была директором сельской школы. «Сельский учитель всегда считался очень важной персоной и пользовался огромным уважением у людей. В селе бабушка у всех была на виду, одевалась «с иголочки», излучала невероятную внутреннюю интеллигентность», — рассказал Дмитрий Лутовинов в эксклюзивном интервью РИА Новости. При этом он добавил, что всегда хотел, чтобы эта внутренняя интеллигентность передалась и ему.

— Вы сами ожидали, что станете лучшим учителем года?

— Нет, конечно! Даже на муниципальный этап конкурса я шел не за победой, а просто для того, чтобы хорошо себя проявить. Я 10 лет работаю в школе, но, честно говоря, мало транслирую свой опыт. Однако в какой-то момент отчетливо понял, что у меня появилось нечто такое, что я могу передать людям.

Вы бы видели мое лицо, когда одержал победу на муниципальном этапе! Это был шок. Ну, а потом, когда уже ехал на региональный этап, я понимал, что жюри, выбрав меня, оказало большую честь. Здесь уже появилась ответственность за их выбор – я не хотел их подвести. И не подвел.

Из Орехово-Зуево на региональном этапе конкурса еще никто никогда не входил в пятерку лучших и уж тем более не становился победителем. Теперь уже могу похвастаться: в своем городе я стал первым «Учителем года России».

— А сами вы больше любите учить или учиться?

— Сложный вопрос. Не бывает чего-то одного: когда я учу, я и сам каждый день чему-то учусь у своих учеников. Люблю учить и учиться.

— Конкурс — довольно экстремальная для учителя ситуация, когда спрашивают с него, а не он – с кого-то. На ваш взгляд, хороший учитель должен быть немного шоуменом?

— На конкурсе — да, однозначно. В жизни харизмой тоже хорошо бы обладать. Это увлекает детей. Но у меня есть другой пример. В нашей школе работает учитель химии, которая никогда не пойдет на публичный конкурс. Так вот, когда закрывается дверь ее кабинета, начинаются настоящие чудеса. У нее невероятные педагогические результаты. Из многих вузов потом приходят благодарности за то, что она так подготовила детей. Вот это достойно всякого уважения.

— А сами вы больше любите учить или учиться?

— Сложный вопрос. Не бывает чего-то одного: когда я учу, я и сам каждый день чему-то учусь у своих учеников. Люблю учить и учиться.

— Конкурс — довольно экстремальная для учителя ситуация, когда спрашивают с него, а не он – с кого-то. На ваш взгляд, хороший учитель должен быть немного шоуменом?

— На конкурсе — да, однозначно. В жизни харизмой тоже хорошо бы обладать. Это увлекает детей. Но у меня есть другой пример. В нашей школе работает учитель химии, которая никогда не пойдет на публичный конкурс. Так вот, когда закрывается дверь ее кабинета, начинаются настоящие чудеса. У нее невероятные педагогические результаты. Из многих вузов потом приходят благодарности за то, что она так подготовила детей. Вот это достойно всякого уважения.

— Ваш пол – преимущество? Среди победителей конкурса мало женщин, хотя в учительской среде их большинство. Это случайность или закономерность?

— Мне кажется, к мужчинам в учительской среде всегда чуть больше интереса. Нас не так много, и к нам просто приковано внимание.

— Чем вы увлекаете детей на уроке, когда объясняете сложную историческую тему?

— История останется обычной страницей учебника, если не научить ребенка сопереживать историческим событиям. Самое главное для меня — развитие эмоционального интеллекта у детей, стремление вызвать не просто мысль, а эмоцию — интерес, восхищение, досаду, обиду, чувство гордости… Эмоции бьют в самое сердце, тогда и к теме внимательное отношение.

— Следите ли вы за судьбой своих учеников? Какие ребята больше запоминаются – отличники или двоечники? Может, кто-то из учеников особенно запал в душу?

— Для меня нет разделения на двоечников и отличников. Я все-таки больше ценю человеческие качества, за которые не ставятся оценки. Запоминаю человека, а не его оценки.

В этом смысле мне очень повезло в профессии: в 2015 году я взял 5 «А» класс и довел его до 11 класса, выпустив в 2022 году. Это потрясающий опыт, когда ты берешь детей 11-12 лет, а в 18 — они «улетают» из школы. Уже с утра получаю от них поздравления. Я очень горжусь тем, что многие из них пошли в педагогически вузы. Две девочки – победительницы олимпиад разных уровней — намеренно поступили в лучшие педагогические вузы Москвы, чтобы вернуться именно в нашу школу. Мы их очень ждем. Приятно, что мой пример побуждает других становиться учителем.

— Куда поставите хрустального пеликана (символ конкурса «Учитель года России»)?

— Дома оставлять опасно – дочке три года, она уже может до него дотянуться. Хочу, чтобы пеликан занял почетное место в кабинете директора нашей школы. Именно благодаря ей у нас собралась уникальная команда. Я сейчас нисколько не лукавлю. Нашего директора можно сравнить с хорошим спортивным тренером, который мотивирует и грамотно настраивает. Какой еще директор будет сидеть в зуме и до двух ночи обсуждать со мной урок?

Вы говорили о повышении по карьерной лестнице… Я не понимаю, как можно уйти из своей школы. Мы одна семья.

Источник